Основные обстоятельства и причины производственного травматизма. Меры профилактики
Опасные и вредные производственные факторы



Какие производственные факторы называют опасными и вредными?

Производственные факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, называют опасным.

Производственные факторы, которые приводят к заболеваниям или снижению работоспособности, называют вредными.

В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным. Например, непродолжительное воздействие отработавших газов автомобиля может привести к снижению работоспособности человека, а длительное воздействие — к отравлению и даже смерти.

Для каждого вида опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ). Так, для электрического тока устанавливают предельно допустимые уровни силы, частоты тока, времени его воздействия и величины электрического сопротивления тела человека, для шума — уровень звукового давления и т. п.

Предельно допустимые уровни производственных факторов при их воздействии на человека, работающего в течение всего трудового стажа с соблюдением установленной продолжительности рабочего дня, не приведут к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (2.2)



На какие виды подразделяют опасные н вредные производственные факторы?

Опасные и вредные факторы подразделяют по природе действия на четыре группы: физические, химические, психофизиологические и биологические. Каждую из групп подразделяют на подгруппы. Например, в группу физических опасных и вредных производственных факторов входит 25 подгрупп, среди них: незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; движущиеся машины и механизмы; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и др.

Группа химических факторов содержит подгруппы, объединяющие опасные и вредные химические вещества по характеру воздействия на организм человека (общетоксические, канцерогенные и др.) и по пути проникновения в организм. Биологические факторы делят на микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. п.) и макроорганизмы (растения и животные). В группе психофизиологических факторов различают физические и нервно-психические перегрузки (2.3).



На какие виды подразделяют опасные н вредные производственные факторы?

Для выполнения многих технологических операций работающие вынуждены находиться в опасной зоне движения поездов. Условия труда на железнодорожном транспорте осложнены и тем, что процесс перевозок осуществляется круглосуточно в любое время года и при любых погодных условиях (ночью, при низких и высоких температурах, снегопадах, ливнях и т. д.). Значительная часть железнодорожников работает непосредственно на путях перегонов и станций в условиях интенсивного разностороннего движения поездов, большой протяженности фронта работ при ограниченном обзоре, низкой освещенности рабочей зоны в темное время суток, увеличенной протяженности тормозного пути при большой массе поезда. Одной из основных причин повышенной опасности является необходимость работы в зоне, которая весьма ограничена габаритом подвижного состава.

Кроме того, увеличение интенсивности движения поездов, значительное повышение массы и скорости движения поездов приводят к росту опасности наезда подвижного состава на работников, занятых обслуживанием перевозочного процесса и его обеспечением.

Технологические операции, выполняемые составителями поездов, регулировщиками скорости движения, осмотрщиками вагонов, дежурными стрелочных постов и работниками других профессий, производятся в пределах поперечного очертания подвижного состава при строгом соблюдении регламента выполнения операций по времени.

К опасным производственным факторам, воздействующим на работников, связанных с движением поездов, относится также повышенный уровень шума на рабочих местах. Он не только утомляет работающих, но и маскирует предупредительные сигналы и звук приближающегося подвижного состава.

Движущиеся грузы, краны и другие механизмы представляют опасность для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных операциях. Другие подъемно-транспортные средства, широко используемые в локомотивных и вагонных депо, на заводах по ремонту подвижного состава, в путевых машинных станциях, также представляют опасность для работающих.

Повышенное напряжение в контактной сети, электрических машинах электроподвижного состава представляет значительную опасность.

Опасность поражения электрическим током имеется на работах, при которых может быть прикосновение к элементам цепи обратного тока — к рельсам и соединенным с ними устройствам. Такие работы выполняют монтеры контактной сети, СЦБ и связи, монтеры пути. На участках переменного тока при коротких замыканиях в тяговой сети потенциалы рельсов относительно земли могут достигать 3 кВ.

Представляет опасность касание контактной подвески, находящейся над рабочим, или устройств с наведенным напряжением. Прежде всего это возможно при погрузке и выгрузке вагонов. Опасность поражения наведенным напряжением имеется и при ремонте пути, особенно бесстыкового, когда длина рельсовой плети достигает сотни метров.

Поражение электрическим током работников дистанций электроснабжения может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловозов.

Опасные ситуации связаны с выходом на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом. Наиболее часто такие случаи происходят после ввода новых электрифицированных участков, когда локомотивные бригады еще психологически не готовы к восприятию такой опасности. Опасные ситуации возникают и при устранении отказов электрооборудования локомотивов в пути следования в условиях дефицита времени и стрессового состояния при поиске и устранении неисправности. В таких случаях повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.



Что является опасной зоной?

Пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора, называют опасной зоной. На железнодорожном транспорте такими зонами являются железнодорожные пути, места вблизи контактной сети, вблизи работающих грузоподъемных кранов, внутрицехового транспорта и др.

Наименьшее допустимое для безопасного труда расстояние между работником и источником опасности является безопасным. Так, при движении поездов по железной дороге со скоростью до 140 км/ч безопасное расстояние должно быть не менее 2 м от крайнего рельса (2.2; 4.3).



Какие существуют способы и средства для зашиты работающих от опасных и вредных производственных факторов?

Для защиты работающих от опасных и вредних производственных факторов должна быть обеспечена безопасная эксплуатация производственного оборудования, т. е. оно должно отвечать требованиям безопасности труда, установленным государственными стандартами и другими нормативными документами при выполнении всех заданных функций.

Безопасными должны быть и производственные процессы. Для создания безопасных технологий решающее значение имеют автоматизация и механизация производственных процессов, что позволяет вывести работников из зоны действия опасных и вредных производственных факторов.

Для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих и даже на одного работника опасных и (или) вредных производственных факторов используют средства защиты. Они могут быть коллективными (для защиты двух и более работников) и индивидуальными (для защиты 1 чел.).

Для охраны труда разрабатывают и внедряют законодательные акты, социально-экономические, организационные, технические, гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.

За соблюдением законодательных, актов и безопасных условий труда ведут контроль администрация и профсоюзные организации (2.2; 2.31).





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: