Техника безопасности при выполнении работ
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин



В чем состоят основные меры безопасности при погрузке и выгрузке грузов?

Порядок и способы погрузки, выгрузки и перемещения грузов, соответствующие требованиям безопасности труда, устанавливает руководитель работ, назначаемый администрацией предприятия.

Подъем и перемещение грузов разрешаются исправными кранами. Масса грузов не должна превышать грузоподъемности машины. При этом у стреловых кранов Должны учитываться положение дополнительных опор и вылет стрелы, а у кранов с подвижным противовесом — положение противовеса. При подъеме груза грейфером его масса вместе с массой груза не может превышать грузоподъемности крана. На грузоподъемных машинах должна быть табличка, в которой указаны регистрационный номер, грузоподъемность и дата следующего испытания.

На месте погрузочно-разгрузочных работ вывешивают плакаты со схемой строповки грузов. Перед началом работы стропальщик обязан использовать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и харакеру груза. Эти приспособления должны быть исправны и иметь клейма или бирки с обозначением номера, даты испытания и rpyзоподъемности. Обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время перемещения исключалось падение а дельных частей (доски, бревна, прутки, листы и т. п.) обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении.

Перед каждым подъемом и перемещением груза стропальщик подает соответствующий сигнал крановщику.

В начале производства работ груз поднимают на высоту 200—300 мм и проверяют правильность строповки устойчивость крана и действие тормозов. При горизонтальном перемещении грузов необходимо убедиться, что груз поднят на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

При подъеме и перемещении груза запрещается ком либо находиться на грузе и под ним, а также на железнодорожной платформе, в полувагоне, автомобиле при разгрузке (погрузке) их с помощью грузоподъемных машин. Стропальщик может быть возле поднятого груза, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки, по которой перемещается стропальщик. Во избежание зажатия между поворотной и неподвижной частями стреловых самоходных и башенных кранов во время их работы никому нельзя находиться в опасных местах. Запрещает также оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.

При резком снижении видимости (тумане, снегопаде, сильном дожде) и при силе ветра 10 м/с и более работы с использованием кранов прекращают.

Перед тем как опустить груз на место, следует убедиться в невозможности его падения, опрокидывания и сползания. На месте установки груза для удобства извлечения стропов из-под него предварительно укладывают прокладки. Снимать стропы можно лишь после того, к груз надежно установлен, а при необходимости и закрепления.

Выгруженные и подготовленные к погрузке около пути грузы укладывают и закрепляют так, чтобы не нарушать габарита приближения строений. Грузы (кроме балласта для путевых работ) при высоте штабеля до 1,2 м укладывают от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте — не менее 2,5 м (2.25; 2.26; 4.1; 4.7).



Кто отвечает за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов?

Для обеспечения безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с использованием грузоподъемных машин и механизмов руководитель предприятия своим приказом

назначает:

ответственное лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары — главный инженер или главный

механик;

ответственных за технически исправное состояние грузоподъемных кранов — главные механики (энергетики), а также мастера, механики, в подчинении которых находится персонал, обслуживающий эти краны;

ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами — начальники участков, прорабы, мастера (в каждом цехе, смене, на каждом участке, где работают краны), а в путевом хозяйстве и в строительстве могут назначаться бригадиры, имеющие инженерно-техническое образование или прошедшие специальное обучение на должность бригадира.

Для управления и обслуживания грузоподъемными машинами с механическим приводом руководитель предприятия приказом назначает крановщиков (машинистов) и слесарей, а для обслуживания машин с электрическим приводом, кроме того,— электромонтеров. На паровые краны для обслуживания котла, помимо машиниста, назначают его помощника. Управление автомобильным краном может быть поручено шоферу, аттестованному на право выполнять эти работы. К управлению грузоподъемными машинами е пола (кроме кранов, управляемых по радио) допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся этими машинами.

Для подвешивания груза на крюк грузоподъемной машины назначают аттестованных стропальщиков или такелажников, монтажников. На заводах, в депо, мастерских и на других предприятиях железнодорожного транспорта Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз имеет петли, рымы, Цапфы, а также находящийся в ковшах, контейнерах и Другой таре) могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные па сокращенной программе стропальщика. Подвешивание груза на крюк машины. Управляемой с пола, допускается производить рабочим, пользующимся этой грузоподъемной машиной (4.11; 6.5; 6.6. 6.7; 6.8).



Какие применяют сигналы при перемещении грузов кранами?

Для обмена информацией между стропальщиком и крановщиком (машинистом крана) применяют видимые и звуковые сигналы, указанные в табл. 2.1. Видимые сигналы стропальщик подает рукой или развернутым флажком, звуковые — свистком или рожком, а крановщик — свистком крана. Звуковые сигналы свистком подают только при плохой видимости. При работе самоходных кранов со стрелой длиной не более 10 м допускается, чтобы стропальщик давал сигналы-указания крановщику голосом. Для подачи сигналов по перемещению железнодорожных кранов по путям: «движение вперед стрелой», «назад стрелой», «стой» используют ручные и звуковые сигналы, применяемые при маневровой работе на железных дорогах (4.11; 6.7).

Таблица 2.1. Видимые и звуковые сигналы, применяемые при перемещении грузов кранами

Операция

Рисунок

Видимый сигнал

Звуковой сигнал

Поднять груз, крюк или грейфер

2.1.1

Прерывистое движение руки вверх перед грудью: ладонь повернута вверх, рука согнута в локте

Один короткий

Опустить груз, крюк или грейфер

2.1.2

Прерывистое движение руки вниз перед грудью: ладонь повернута вниз, рука согнута в локте

Один короткий и один длинный

Передвинуть кран (мост)

2.1.3

Движение вытянутой рукой и ладонью по направлению требуемого движения крана

Один длинный

Передвинуть тележку мо­стового, козлового крана

2.1.4

Движение согнутой в локте рукой и ладонью по направлению требуемо­го движения тележки

Два длинных

Осторожно, незначительное передвижение

2.1.5

Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом рас­стоянии; при этом руки приподняты вверх

Три коротких

Стоп (прекратить подъем или передвижение)2.1.6 Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена внизОдин короткий и два длинных
Повернуть стрелу2.1.7Движение согнутой в локте рукой и ладонью по направлению требуемого движенияЧетыре коротких при повороте вправо, четыре длинных при повороте влево
Поднять стрелу2.1.8Движение вверх вытянутой руки (предварительно опущенной вниз) вертикально, ладонью вверхТри длинных и два коротких
Опустить стрелу2.1.9Движение (вниз) вытянутой руки (предварительно поднятой вверх) вертикально, ладонью внизДва коротких
Поднять груз, крюк или грейфер

Рис. 2.1.1. Поднять груз, крюк или грейфер

Опустить груз, крюк или грейфер

Рис. 2.1.2. Опустить груз, крюк или грейфер

Передвинуть кран (мост)

Рис. 2.1.3. Передвинуть кран (мост)

Передвинуть тележку мо­стового, козлового крана

Рис. 2.1.4. Передвинуть тележку мо­стового, козлового крана

Осторожно, незначительное передвижение

Рис. 2.1.5. Осторожно, незначительное передвижение

Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Рис. 2.1.6. Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Повернуть стрелу

Рис. 2.1.7. Повернуть стрелу

Поднять стрелу

Рис. 2.1.8. Поднять стрелу

Опустить стрелу

Рис. 2.1.9. Опустить стрелу





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: