Техника безопасности при выполнении работ
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин



Какое назначение имеют приборы и устройства безопасности на грузоподъемных машинах?

Приборы и устройства безопасности устанавливают на грузоподъемных машинах для предупреждения аварий с ними и несчастных случаев с обслуживающим персоналом. Приборы и устройства безопасности служат для ограничения рабочих движений, наклона и перекоса кранов, массы поднимаемых грузов, работы кранов при возрастающей ветровой нагрузке и др.

Грузоподъемные краны с электрическим приводом оборудуют концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы, механизма передвижения крана и его тележки при подходе его к концевым упорам или на недопустимо близкое расстояние к другому крану, установленному на том же пути. Концевые выключатели указанных ограничителей включают в электрическую схему таким образом, чтобы было возможно движение, но только в обратном направлении.

Стреловые,башенныеипортальныекраныв целях предупрежденияихопрокидыванияоборудуют ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), который автоматически отключает механизм подъема груза и изменения вылета стрелы в случае, если масса груза превышает номинальную грузоподъемность для стреловых и башенных кранов более чем на 10%, а для портальных — более чем на15%. При этом после срабатывания ограничителя должна обеспечиваться возможность опускания груза или включения механизмов, позволяющих уменьшить грузовой момент. Стреловые краны, имеющие две и более грузовые характеристики, снабжают ограничителем грузоподъемности с устройством для переключения его на работу в соответствии с выбранной характеристикой. Краны, грузоподъемность которых меняется с изменением вылетастрелы,снабжаютуказателем грузоподъемности, соответствующей установленному вылету. Шкала yказателя должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика.

Краны мостового типа оборудуют устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе крановщика на галерею. На двери для входа в кабину управления краном с посадочной площадки устанавливают электрическую блокировку, которая не позволяет начать передвижение при открытой двери.

Краны, предназначенные для работы на открытом воздухе, длякоторых ветровая нагрузка опаснадля их эксплуатации, оборудуют анемометрами, измеряющими скорость движения воздуха. При достижении скорости ветра значения, которое опасно для работы крана, анемометр автоматически включает звуковую сигнализацию. Стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных) снабжают прибором, который включает звуковой сигнал, оповещающий о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или к линии электропередачи.

Грузоподъемные краны, управляемые из кабины или дистанционно, оснащают звуковой предупредительной сигнализацией. Эти сигналы должны быть слышны во всей зоне работы крана (2.20; 4.11).



Какие технические освидетельствования и в какие сроки проходят грузоподъемные машины?

Грузоподъемные машины проходят полное и частичное техническое освидетельствование. Полное освидетельствование включает осмотр их технического состояния, статическое и динамическое испытания под нагрузкой. Частичное освидетельствование заключается только в техническом осмотре без испытания под нагрузкой. Техническое освидетельствование проводится с целью установить, что грузоподъемные машины соответствуют Правилам, находятся в исправном состоянии и обслуживаются в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Полное техническое освидетельствование проводится перед пуском грузоподъемных машин в эксплуатацию и периодически в процессе работы не реже 1 раза в 3 года. Редко используемые машины (краны, используемые только при ремонте оборудования и т. п.) проходят полное техническое освидетельствование не реже чем 1 раз в 5 лет. Частичное техническое освидетельствование осуществляется ежегодно. Кроме того, проводят внеочередное полное техническое освидетельствование при: монтаже машины на новом месте, реконструкции, ремонте с заменой расчетных элементов крана, капитальном ремонте и смене крюка (в последнем случае динамическое испытание не проводят).

При осмотре крана проверяют состояние металлоконструкций, крюка и деталей его подвески, канатов и их крепление, блоков, осей и крепящих их деталей, состояние электрического заземления крана и других частей.

При статическом испытании крана к крюку подвешивают груз, на 25% превышающий его грузоподъемность, поднимают груз на высоту 200- 300 мм и выдерживают ва таком положении в течение 10 мин. Кран считается выдержавшим испытание, если за это время поднятый груз не опустится на землю и не появятся трещины, остаточные деформации и другие повреждения моста или стрелы крана.

При динамическом испытании подвешивают груз, на 10% превышающий грузоподъемность крана, и дважды повторяют подъем и опускание груза. Цель испытания — проверка действия механизмов подъема крана и тормозов. Проверяют действие и всех других механизмов. Допукается динамическое испытание рабочим грузом. Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования (4.11).





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: