Техника безопасности при выполнении работ
Эксплуатация электроустановок потребителей й устройств электроснабжения железных дорог



На какие категории по безопасности подразделяются работы в электроустановках?

По условиям безопасности работы, выполняемые в электроустановках потребителей и устройствах электроснабжения железных дорог, подразделяют на следующие категории: со снятием напряжения; без снятия напряжения на токоведущих частях (работа под напряжением) и вблизи них; без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением.

В последующих ответах, если имеются в виду все действующие электроустановки (электроустановки потребителей и устройства электроснабжения железных дорог), то используется термин "электроустановки" Устройства электроснабжения железных дорог, имеющие специфические условия электробезопасности называются электроустановки железнодорожного транспорта.

К ним относятся:

  • контактная сеть (КС) постоянного и переменного тока напряжением 3,0; 25,0 кВ и 2X25 кВ, в том числе устройства станций стыкования;
  • воздушные линии (ВЛ) всех напряжений до 35 включительно, расположенные на поддерживающих конструкциях и отдельно стоящих опорах;
  • трансформаторные подстанции, подключенные к ВЛ;
  • кабельные линии, относящиеся к перечисленным выше линиям электропередачи и станциям стыкования.

К работам, выполняемым со снятием напряжения, относят те, которые производят в электроустановке (или части ее), где с токоведущих частей снято напряжение. В электроустановках железнодорожного транспорта при работах со снятием напряжения одновременно производят заземление тех проводов и устройств, на которых будут выполняться работы.

К работам, выполняемым без снятия напряжения на токоведущих частях электроустановок потребителей и вблизи них, относят работы, производимые непосредственно на этих частях. К этой же категории относят работы, выполняемые в электроустановках потребителей напряжением 3—35 кВ и на ВЛ электропередачи напряжением до 1000 В на расстоянии от токоведущих частей менее 0,6 м. В электроустановках железнодорожного транспорта под напряжением считается выполнение работы, при которой провода и оборудование в зоне работы находятся под рабочим или наведенным напряжением.

Вблизи частей, находящихся под напряжением в электроустановках железнодорожного транспорта, считают такие работы, при которых работающему на постоянно заземленной конструкции в зоне работы необходимо приближаться непосредственно или через неизолированный инструмент к опасным элементам на расстояние менее % м. При этом приближаться к опасным элементам на расстояние менее 0,8 м запрещено. Под опасным элементом понимают часть контактной сети, ВЛ и связанного с ней оборудования, прикосновение к которому непосредственно или через токопроводящие предметы без использования средств защиты, а также приближение на расстояние менее допустимого представляет опасность поражения электрическим током.

К работам, выполняемым без снятия напряжения вдали от токоведущих частей электроустановок потребителей напряжением 3—3,5 кВ и на ВЛ электропередачи напряжением до 1000 В, относят такие, при которых исключено случайное приближение работающих к токоведущим частям На расстояние менее 0,6 м.

Вдали от частей, находящихся под напряжением в электроустановках железнодорожного транспорта, считается такая работа, при которой нет надобности и запрещено Приближаться к опасным элементам на расстояние менее 2 м (4.4; 4.16).



Какие организационные мероприятия обеспечивают безопасность работы?

Организационными мероприятиями, обеспечивающимибезопасность работы в электроустановках, являются:

  • оформление работы путем выдачи наряда-допуска
  • (далее наряда), распоряжения или перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
  • допуск к работе; надзор во время работы;
  • оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место и окончания работ.

Наряд — письменное задание на бланке установления формы на - производство работы. В наряде определяют содержание, место работы, категорию и условия ее выполнения, необходимые меры безопасности, время начала и окончания, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы. Распоряжение — это тоже письменное задание на производство работы, но оно может быть передано по средствам связи с последующей записью в оперативном журнале.

Оперативному (оперативно-ремонтному) персоналу разрешается самостоятельно на закрепленном за ним участке в течение одной смены производить в порядке текущей эксплуатации электроустановок потребителей работы по перечню, составленному лицом, ответственным за электрохозяйство, и утвержденному главным инженером предприятия.

Перед допуском к работе руководитель (производитель) работ совместно с допускающим проверяет выполнение технических мероприятий по подготовке рабочей места. Затем руководитель работ проводит текущий инструктаж всех членов бригады, которые расписываются в наряде, и сам в нем расписывается. После этого бригада допускается к работе. При производстве работ на электроустановках железнодорожного транспорта, как правило, руководитель работ накануне на основании на ряда подает энергодиспетчеру заявку на производсво работ. Разрешением на подготовку зоны (места) работы является приказ или согласование, выданные энергодиспетчером.

Надзор за соблюдением требований безопасноти труда ведет руководитель (производитель). Если работа выполняется по одному наряду двумя или более группами то в каждой группе назначается наблюдающий, который ведет надзор за безопасностью труда в своей группе. Наблюдающему запрещается совмещать надзор с выполнением другой работы.

Перерывы в течение рабочего дня (на обед по условиям производства работ) не оформляются в наряде. Руководитель (производитель) выводит всю бригаду из зоны работы. Он же разрешает вновь приступить к работе. Перед этим руководитель должен убедиться, что условия производства работ не изменились.

Переходы на другое место при выполнении однотипных работ, а также работ, составляющих единый технологический комплекс (кроме работ различных категорий), оформляют в одном наряде. Инструктаж членов бригады проводят на каждом рабочем месте.

После полного окончания работы приводят в порядок рабочее место. Руководитель закрывает наряд (расписывается в нем) и передает его лицу, выдавшему этот наряд, или руководителю района контактной сети, электроснабжения. Он проверяет объем выполненной работы и правильность окончательного заполнения наряда руководителем работ (4.4; 4.16).



Какие технические мероприятия должны быть выполнены для обеспечения безопасности персонала при работах со снятием напряжения?

При работах со снятием напряжения необходимо выполнять следующие технические мероприятия.

Прежде всего нужно произвести отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры. На месте производства работ со снятием напряжения в электроустановках потребителей напряжением выше 1000 В отключают токоведущие части, на которых будет производиться работа, а также неогражденные токоведущие части, к которым возможно приближение работающих и инструмента на расстояние менее 0,6 м. Если с указанных частей нельзя снять напряжение, то их ограждают. На приводах ручного и ключах дистанционного управления коммутационной аппаратуры электроустановок потребителей вывешивают запрещающие знаки.

При работах на контактной сети, ВЛ электроснабжения и на связанном с ними оборудовании перед снятием напряжения закрывают пути перегонов и станций для движения поездов. Об этом выдают предупреждения локомотивным бригадам, а место работы ограждают сигналами остановки или уменьшения скорости.

Отключение коммутационной аппаратуры и отсоединение шлейфов от контактной сети производят таким образом, чтобы зона работ со всех сторон была отделена от токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением Для предотвращения ошибочной подачи напряжения разъединители с ручным приводом закрывают на - замок, а на кнопки управления телеуправляемыми разъединителями надевают предохранительные колпачки. Затем проверяют отсутствие напряжения на токоведущих частях и накладывают на них заземление. Для заземления контактной сети, высоковольтных линий электропередачи напряжением более 1000 В применяют переносные заземляющие штанги с медным тросом площадью сечения не менее 500 мм2.

Наложение заземления на контактную сеть и ВЛ осуществляют в такой последовательности: присоединяют заземляющий башмак переносного заземления к заземлителю (рельсу), проверяют отсутствие напряжения, накладывают заземление на токоведущие части.

При работах со снятием напряжения и заземлением, а также вблизи частей, находящихся под напряжение в электроустановках железнодорожного транспорта, запрещено выполнять операции:

в согнутом положении, если расстояние от работавщего при его выпрямлении до опасных элементов окажется менее 0,8 м;

при наличии опасных элементов с двух сторон на расстоянии менее 2 м от работающего;

над опасными элементами, не имеющими ограждении на расстоянии ближе 20 м от места секционирования

и шлейфов секционных разъединителей, которыми осуществляются отключения контактной сети при подготовке места работы.

Запрещено также пользоваться металлическими лестницами, кроме специальных, конструкция которых исключает возможность их падения.

Одним из мероприятий по обеспечению безопасности работ со снятием напряжения является вывешивание предупреждающих и предписывающих плакатов, установка при необходимости ограждений рабочих мест. Плакаты «Не включать — работают люди» вывешивают на приводах разъединителей (отделителей, выключателей) нагрузка напряжением выше 1000 В, на ключах и кнопках дистанционного управления ими, на коммутационной аппаратуры напряжением до 1000 В (автоматы, рубильники, выключатели), отключенной при подготовке рабочего места. Плакат «Не включать — работа на линии» вывешивают на аналогичных устройствах, которые отключают воздушные и кабельные линии(4.4;4.16).



В чем состоят технические мероприятия, позволяющие безопасно выполнять работы под напряжением?

К техническим мероприятиям в электроустановках при работе без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них относят применение средств защиты, предназначенных для изоляции человека от токоведущих частей либо от земли. При работе в электроустановках потребителей напряжением до 1000 В используют диэлектрические галоши, коврики, подставки; применяют инструмент с изолирующими рукоятками; отвертки, кроме того, должны быть с изолированными стержнями. При отсутствии такого инструмента необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.

Работы под напряжением на контактной сети производят с изолирующих съемных вышек, рабочих площадок автодрезин или автомотрисы, приставных лестниц с помощью штанг. Все применяемые при работах защитные средства и монтажные приспособления должны быть осмотрены и испытаны по нормам и в сроки.

Техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ под напряжением на контактной сети и ВЛ электроснабжения, являются: выдача предупреждений на поезда и ограждение места работы; включение разъединителей, наложение стационарных и переносных шунтирующих штанг и перемычек; освещение места работы в темное время суток.

Запрещено производить работы на контактной сети под напряжением в следующих случаях:

  • во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада;
  • под пешеходными мостами, путепроводами, в тоннелях и на мостах с ездой понизу;
  • при опущенном ограждении изолированных площадок автомотрис и автодрезин;
  • на несущем тросе ближе 1 м от неизолированной консоли, ригелей и сигнальных мостиков;
  • в местах повышенной опасности, за исключением врезных и секционированных изоляторов (4.4; 4.16).




В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: