Техника безопасности при выполнении работ
Обслуживание и ремонт подвижного состава



В чем заключаются меры безопасности локомотивной бригады в пути следования?

В пути следования и на промежуточных станциях локомотивная бригада ведет постоянное наблюдение за состоянием впереди лежащего пути и контактной сети (на электрифицированных участках), показаниями сигналов и контрольно-измерительных приборов; при приближении к людям, работающим на пути, подает оповестительные сигналы. Особую бдительность локомотивная бригада проявляет при подъезде к мостам и тоннелям, переездам, выемкам и кривым участкам пути. При следовании по неправильному пути локомотивная бригада подает оповестительные сигналы не реже 2 раз на 1 км.

При встрече с движущимся поездом помощник машиниста отходит от окна к рабочему месту машиниста. При встречном движении поездов по смежным путям на перегоне или станции в темное время оба машиниста переключают прожекторы на «тусклый свет» на таком расстоянии, чтобы не ослепить локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда переключают прожектор на «яркий свет». При скрещении поездов на станциях локомотивная бригада остановившегося поезда выключает прожектор. При следовании поезда по станции машинист должен пользоваться переключателем яркости прожектора в зависимости от окружающей обстановки.

Во время движения локомотивной бригаде запрещается:

  • высовываться из боковых окон кабины за пределы эркера;
  • открывать входные наружные двери и высовываться из них (за исключением случаев отправления МВПС со станций и остановочных пунктов);
  • находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях ТПС;
  • выходить из тамбура МВПС при подъезде к платформе (4.8; 6.13).


Как обеспечить безопасность при экипировке ТПС?

Постановку локомотивов и МВПС нa экипировочную позицию производят по разрешающему огню сигнала (зеленому огню) световой сигнализации о движении При этом на светофоре сигнализации о снятии и подаче напряжения на секционированном участке контактной сети над экипировочной позицией горит красный огонь. Это означает, что напряжение в контактном проводе есть. Экипировку и вход на крышу локомотива можно осуществлять только после снятие напряжения с контактной сети. В этом случае на светофоре сигнализации о наличии напряжения будет зеленый огонь, а на светофоре сигнализации о движении на экипировочную позицию — красный огонь.

Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала при наборе песка локомотив следует остановить так, чтобы гибкие рукава находились напротив бункеров песочниц. Набор песка в песочницы электровозов производят только со стационарных площадок, а тепловозов к МВПС - со стационарных поворотных площадок или с переносных лестниц с поручнями.

При заправке тепловозов и дизель-поездов топливом и маслом с помощью раздаточных пистолетов нельзя применять открытый огонь, чтобы не возник пожар; нужно следить, чтобы не было утечки топлива между соединением заправочного наконечника пистолета и штуцером топливного бака (4.1; 4.8; 6.13).



Какие работы разрешаемся выполнять при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике ЭПС?

При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается выполнять на ЭПС следующие

работы:

  • заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждении), лампы освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;
  • протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведушим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстоянни менее 2 м. не касаясь их через какие-либо предметы
  • заменять предохранители в цепях управления. предварительно их обесточив, и включать автоматы защиты;
  • менять прожекторные лампы, если их смена предусмотрена из кабины машиниста;
  • осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров (на электросекциях, не залезая под кузов, а на электровозах типа ЧС только на смотровой канаве);
  • проверять на ощупь нагрев букс;
  • вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;
  • настраивать электронный регулятор напряжения;
  • продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;
  • заправлять песочные бункера электропоездов;
  • проверять подачу песка под колесную пару.

На электровозах, кроме того, дополнительно разрешается:

  • обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной
  • камеры;
  • проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике, с надетыми диэлектрическими перчатками;
  • контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;
  • обтирать нижнюю часть кузова;
  • осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов;
  • проверять давление в маслопроводе компрессора; регулировать предохранительные клапаны воздушной
  • системы;
  • убирать (кроме влажной уборки) кабину, тамбуры и проходы в машинном отделении.

Другие работы на электроподвижном составе при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

Запрещаются работы на электропоездах, электровозах, работающих по системе многих единиц, если хотя бы на одной из электросекций, одном электровозе поднят токоприемник, за исключением вышеперечисленных работ (4.8; 6.13).



Что требуется сделать до начала осмотра и ремонта ТПС, чтобы обеспечить безопасность обслуживающего персонала?

До начала технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей, дизель-генератора, вспомогательных машин и других электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении электроподвижного состава в дето, ПТО или на путях под контактным проводом необходимо остановить локомотив (МВПС), привести в действие ручной тормоз и выполнить следующее.

На электровозах:

  • выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины;
  • отключить главный выключатель на электровозах переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока) и опустить токоприемники, При этом следует убедиться в опускании токоприемников по показаниям вольтметра и обязательно проверить визуально;
  • заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять их. Снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования;
  • закрыть доступ сжатого воздуха разобщительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника.

На электровозах типа ЧС постоянного тока необходимо отключить крышевые разъединители и убедиться в том, что нож заземляющего разъединителя находится в положении "Заземлено".

На электровозах переменного тока заземляющей штангой надо коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод. При этом необходимо надеть диэлектрические перчатки.

После проведенных операций разрешаются вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.

Если электровоз» работают по системе многих единиц, осмотр и ремонт тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов проводятся при опущенных токоприемниках на всех локомотивах.

На электропоездах:

  • задействовать ручной тормоз;
  • опустить все токоприемники и визуально в этом убедиться;
  • перевести из положения «Автомат» в положение "Ручное — вспомогательный компрессор» воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру или ремонту;
  • главный разъединитель и заземлитель трансформатора установить в заземляющее положение.

Все кабины управления и шкафы должны быть заперты, ключ от них и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, проводящего осмотр и ремонт. Автоматические двери вагонов должны быть закрыты.

На тепловозах:

  • остановить дизель-генератор;
  • обесточить все электрические цепи;
  • выключить рубильник аккумуляторной батареи (4.8; 4.9; 6.11; 6.12; 6.13).


В чем заключаются меры безопасности при подъеме кузова локомотива и выкатке колесно-моторных блоков?

Работами по подъему (опусканию) кузовов ТПС руководит мастер или бригадир. Во время подъема (опускания) с каждой стороны кузова должен находиться специально выделенный работник, который наблюдает за работой домкратов и горизонтальным положением кузова. При поднятии (опускании) кузова и выкатке (подкатке) тележек нахождение людей в кузове, на крыше и под кузовом не допускается. Подъем (опускание) кузова локомотива или вагона электро- или дизель-поезда производят одновременно всеми домкратами. Вначале поднимают кузов на 50—100 мм и осматривают тележечное оборудование. Перекос кузова, измеренный с помощью отвеса и линейки по нижнему краю кузова, не должен превышать 100 мм на одну сторону локомотива или вагона.

Перед выкаткой колесно-моторных блоков из-под подвижного состава необходимо:

  • ТПС установить на скатоопускной канаве так, чтобы выкатываемая колесная пара находилась в центре скатоподъемника;
  • подклинить переднюю, заднюю и выкатываемую колесные пары;
  • подложить под тяговый электродвигатель выкатываемой колесной пары специальную балку или подставить домкрат;
  • сжать технологическими болтами или специальными скобами пружины траверсного подвешивания и рессорные пружины у бесчелюстных тележек или заклинить рессорное подвешивание у челюстных тележек (4.9; 4.20; 6.11; 6.12).


Какие правила безопасности необходимо соблюдать при обслуживании пассажирских вагонов в пути следования?

В пути следования проводники обязаны соблюдать особую осторожность и быть бдительными, так как от их действий зависит безопасность не только личная, но и пассажиров.

После остановки поезда проводник должен открыть тамбурную дверь вагона и закрепить ее в открытом положении с помощью фиксатора. При остановке поезда у низкой платформы поднятую откидную площадку также необходимо закрепить фиксатором.

Выходить - из вагона до полной остановки поезда запрещается.

При нахождении на станции одновременно двух или более поездов необходимо в вагонах, находящихся на пути, расположенном ближе к вокзалу, открыть обе тамбурные двери, чтобы обеспечить обслуживающему персоналу и пассажирам удобный и безопасный проход к вокзалу.

После подачи сигнала (объявления по громкоговорящей связи) об отправлении поезда проводник должен предложить пассажирам подняться в вагон, самому подняться в тамбур вагона, закрыть откидную площадку и при трогании поезда закрыть тамбурную дверь. Садиться в вагон после начала движения запрещается.

В пути следования тамбурные двери должны быть закрыты и заперты на трехгранный ключ. При переходе из одного вагона в другой необходимо обращать внимание на исправность переходных площадок.

При устранении неисправностей подвагонного оборудования, при надевании (снятии) приводного ремня генератора проводник должен показывать в сторону локомотива красный сигнал, запрещающий отправление поезда.

При наличии в вагоне высокого напряжения на распределительном щите в служебном помещении горит красная сигнальная лампа. Проводники вагона не должный разъединять или соединять междувагонные устройства, открывать подвагонные ящики с электроаппаратурой, кожуха электропечей, подсоединять штепсель между вагонного соединения к стационарной высоковольтной колонке на станциях. Эти операции может выполнять поездной или станционный электромеханик.

Влажная уборка в вагоне с электрическим и комбинированным отоплением должна производиться при отключенных печах. Не допускаются влажная уборка полов и устранение течи водяной системы в вагонах, находящихся под высоким напряжением (6.14).





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: