Средства зашиты и организация рабочих мест
Устройства оповещения о приближении подвижного состава и ограждения места работы на железнодорожных путях



Как система «Сирена» извещает о подходе поезда к месту работ на перегоне?

Система «Сирена» предназначена для оповещения работающих на перегоне путевых бригад о приближении поездов и других подвижных единиц к месту работы, которые производятся без перерыва движения поездов. Система применяется на двухпутных и однопутных участках, оборудованных автоблокировкой. В релейных шкафах этих участков для системы «Сирена» устанавливают дополнительные датчики, генератор сигналов оповещения и другие узлы. Для передачи и приема сигналов о приближении поезда используют две носимые радиостанции «Транспорт» РН-12Б. Система разработана НПО «Союзжелдоравтоматизация».

Перед началом путевых работ на перегоне в коробку оповещения релейного шкафа, расположенного ближе всего к месту работы, устанавливают и соответствующим образом подключают одну из радиостанций. Дальность ее действия до 3 км на среднепересеченной местности. Другая радиостанция находится у руководителя на месте производства работ. Она дополнена сигнализатором оповещения, в качестве которого использован электромагнитный дифференциальный капсюль типа ВП-1. Масса носимой радиостанции с сигнализатором и комплектом питания 1 кг.

При отсутствии поезда на участке приближения от радиостанции, находящейся в релейном шкафу, на носимую радиостанцию на месте работы периодически поступает сигнал свободности. Он свидетельствует также об исправности всей системы оповещения. Сигнал свободности состоит из трех коротких и одного длинного импульса, после чего следует длинный интервал. Такие импульсы хорошо воспринимаются ухом даже при различных помехах и не утомляют человека.

При вступлении поезда на участок приближения радиостанция, расположенная в релейном шкафу, подает частотно-модулированный сигнал, который находящаяся на месте работы радиостанция передает на сигнализатор и звучит сигнал «Сирены». Время с момента вступления поезда на участок приближения до его прохождения по месту работы всегда будет не менее 40 с. Длина участка приближения складывается из длины блок-участка и расстояния от места работы до ближайшего светофора в направлении ожидаемого поезда. Таким образом, общая длина может достигать 4 км и более и соответственно увеличивается время, за которое путевая бригада узнает о подходе поезда. После прохода поезда по месту работы вновь подается сигнал свободности.



Какие сигнализаторы применяют в горловинах станционных парков?

Для предупреждения монтеров пути и других работников, выполняющих свои обязанности на путях и стрелочных переводах в горловинах станций и разъездов, используют сигнализаторы приближения поездов и маневвровых составов. Сигнализаторы могут применяться только в тех местах, где имеется электрическая централизация стрелок и сигналов.

Электромеханический завод в Самаре выпускает стационарные и переносные сигнализаторы, разработанные институтом «Гипротранссигналсвязь» совместно с Московским и Всесоюзным заочным институтами инженеров железнодорожного транспорта. При приближении подвижного состава к стрелочным переводам, через которые пpoxoдит маршрут следования, установленные у этих стрелок сигнализаторы подают звуковые и световой сигналы. Эти сигналы подаются не менее чем за 50 с до подхода подвижного состава к стрелочным переводам, около которых включены сигнализаторы. Когда движение поездов и маневровых составов не происходит, сигнализатор подает контрольный сигнал, свидетельствующий об исправной его работе.

Стационарные сигнализаторы устанавливают на обочине пути или в междупутье: на стойке смонтированы сигнальный блок, закрытый кожухом, и ревун. Дежурный по станции, дав разрешение на путевые работы в данном районе, включает на своем пульте соответствующие сигнализаторы. Руководитель на месте работы открывает замок кожуха сигнализатора и убеждается по наличию контрольного сигнала в том, что он включен и исправен. По окончании работы на одном стрелочном переводе сигнализатор эзакрывают кожухом, а при работе на следующем стрелочной переводе операции по подключению и проверке сигнализатора повторяют.

При использовании переносного сигнализатора его сигнальный блок устанавливают на стационарной колонке подключения. Такие колонки расположены у каждой стрелки. Руководитель доставляет на место работ переносной сигнализатор, откидывает крышку колонки подключения и на ее панели соединяет сигнализатор со штепселями и клеммами колонки. После этого необходимо по контрольному сигналу проверить подключение сигнализатора в работу.



Какие системы оповещения следует использовать на малых и средних станциях?

На малых станциях и разъездах, оборудованных электрической централизацией стрелок и сигналов, можно применять системы автоматического оповещения о приближении поездов и маневровых составов к месту работы на стрелочных переводах типа «Сирена-МС» и «Сирена-С», разработанных и изготовляемых НПО «Союзжелдоравтома-тизация». Эти системы обеспечивают также возможность ведения переговоров дежурного по станции, стрелочного поста и руководителя бригады, работающего на стрелке. Однако в связи с тем, что существует вероятность непрохождения радиосигналов из-за экранов — металлических вагонов и высокого уровня помех на участках с электротягой, система «Сирена-С» может считаться вспомогательным средством оповещения и не исключает использование сигналистов.



С помощью каких устройств централизованно ограждают составы на ПТО вагонов?

В зависимости от назначения станционных путей и оснащения станций устройствами СЦБ применяют следующие способы ограждения составов на ПТО вагонов:

  • на путях подгорочных парков, совмещенных с парками отправления, и при наличии электрической централизации стрелок ограждение производят путем перевода и замыкания централизованных стрелок в положении, исключающем роспуск отцепов и заезд на путь, где производятся осмотр и ремонт состава;
  • на путях, не оборудованных электрической централизацией, с маршрутизированными передвижениями ограждают карликовыми однозначными светофорами с ромбовидными щитами, устанавливаемыми справа от пути около предельного столбика со стороны возможного заезда;
  • на путях, оборудованных электрической централизацией, с маршрутизированными передвижениями ограждают] карликовыми светофорами и специальной аппаратурой исключающей возможность задания маршрута на огражденный путь.

Карликовыми светофорами, ограждающими составы на путях, управляет оператор с централизованного пульта управления ПТО вагонов. На этом пульте имеются по каждому пути контроль устройств ограждения и их исправности, запрос и включение ограждения (красного цветам Дежурный оператор на пульте управления ПТО работает совместно с дежурным оператором по маневровому району и старшим осмотрщиком вагонов, поддерживая с ними при стоя иную связь по телефону или радио. Кроме того, oператор ПТО вагонов оповещает по громкоговорящей связи о предстоящих передвижениях составов на путях ПТО.



Какая существует система для оповещения работников ПТО вагонов о предстоящих передвижениях составов?

Для оповещения работников ПТО вагонов о предстоящих передвижениях на том или ином пути используют индуктивную автоматизированную систему оповещения, разработанную в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Она подает сигнал опасности с момента захода состава на путь, а также при подходе локомотива или другой подвижной единицы к стоящему на пути составу.

Работники ПТО оповещаются световым и звуковым сигналами, воспроизводимыми с помощью индивидуальных приемных устройств, носимых осмотрщиком в кармане спецодежды. Индивидуальные приемные устройства принимают сигнал на магнитную антенну в зоне габарита подвижного состава и вблизи него.

Характер и последовательность звуковых и световых сигналов, воспроизводимых приемным устройством у работника ПТО автоматически определяются состоянием путевого, сигнальных поездных и маневровых реле устройств СЦБ и состоянием устройств ограждения данного пути.

Набор этих состояний:

  • путь свободен — прерывистый сигнал, разрешающий проход через путь;
  • начало занятия пути подвижным составом до его ограждения — сигнал опасности (непрерывный);
  • состав огражден — разрешающий прерывистый сигнал;
  • въезд подвижного состава на занятый путь со стороны «хвоста» или «головы» — сигнал опасности продолжительностью до 60 с;
  • ограждение снято, выходной светофор открыт — сигнал опасности.

При проходе подвижной единицы через изолирующий стык занятого пути, стыковой генератор выдает сигнал, приводящий к срабатыванию реле времени, которое через схему подключения устройств системы ограждения к устройствам СЦБ включает соответствующий генератор в режим подачи запрещающего сигнала в течение 60 с.

Пульт ручного управления позволяет оператору ПТО вручную управлять генератором при отправлении состава при красном сигнале светофора (в случае неисправности устройств СЦБ) и контролировать работу системы по индикаторным лампочкам и звуковому сигналу.

Для предотвращения наездов на ПТО вагонов в парках отправления на станциях Горький-Сортировочный и Владимир Горьковской железной дороги устойчиво работает система индикаторов дублирования сигналов выходных светофоров. Индикаторы установлены над каждым междупутьем по обеим сторонам пешеходного моста. В качестве индикаторов использованы маршрутные указатели. При открытии выходного сигнала с какого-либо пути на индикаторе загораются диагональные полосы, указывающие на путь, с которого будет отправляться поезд. При закрытых выходных сигналах на индикаторах горят горизонтальные белые полосы.

Такая световая система оповещения вместе с объявлениями по громкоговорящей связи об отправлении поездов способствует обеспечению безопасности труда в парках отправления.





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: