Система управления охраной труда (СУОТ)
Контроль за состоянием охраны труда



С какой целью и в каких формах (видах) осуществляют контроль за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте?

Контроль за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте предусматривает выявление отклонений от требований стандартов ССБТ, норм, правил, инструкций и другой нормативной документации по охране труда; проверку выполнения органами управления и руководящим составом обязанностей по охране труда, готовности исполнителей к работе, соблюдения ими при работе требований безопасности. На основе результатов проведенного контроля должны приниматься меры по устранению недостатков.

На железнодорожном транспорте применяют следующие виды контроля за состоянием охраны труда: оперативный, ступенчатый (административно-общественный), ведомственный, а также контроль, осуществляемый органами государственного и ведомственного надзора; общественный контроль (5.1; 5.5).



Какие вопросы техники безопасности должны проверять руководители работ при оперативном контроле?

Руководители работ: мастера, бригадиры, инструкторы, а также старшие в группах рабочих (старший регулировщик скорости движения вагонов, старший приемосдатчик груза и багажа, старший машинист, старший осмотрщик вагонов, старший электромеханик и др.) осуществляют оперативный контроль на рабочих местах за применением работающими безопасных приемов и методов труда, выполнением мер безопасности при эксплуатации оборудования, предусмотренных нормативными документами. При этом в первую очередь обращают внимание на:

  • своевременность записей в журналах осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и контактной сети о месте и времени производства работ; своевременность извещения локомотивных бригад о месте работ на станциях, а работающих на путях — о движении поездов; наличие заявок о выдаче предупреждений при работе на перегонах, наличие сигналистов и сигнальных принадлежностей при работе на путях, стрелочных переводах, устройствах СЦБ и контактной сети;
  • устранение неисправностей расцепных устройств автосцепок и спецподножек в парках прибытия сортировочных станций, обозначение специальными знаками, сигнально-предупреждающей окраской негабаритных мест на станциях, подъездных путях и территориях предприятий;
  • соблюдение мер безопасности работниками пунктов технического обслуживания вагонов и особенно при переходе путей, использование маршрутов безопасного прохода, надежность ограждения обрабатываемых составов;
  • обеспечение требований охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ и в первую очередь е помощью грузоподъемных механизмов и вблизи линий электропередачи, а также при работе на высоте;
  • правильность оформления нарядов и соблюдение включенных в них требований по технике безопасности при обслуживании и ремонте контактной сети, линий электропередачи и электроустановок;
  • соблюдение требований безопасности труда, правил дорожного движения, правил технической эксплуатации при использовании автомобилей и моторно-рельсовых средств (5.5).


В чем заключается система контроля и информации «Человек на пути»?

Дополнительные оперативные проверки соблюдения работниками путевого хозяйства, хозяйства сигнализации и связи, электроснабжения мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях осуществляются по системе контроля и информации «Человек на пути». Суть ее состоит в том, что локомотивная бригада при следовании по перегону отмечает факты несвоевременного схода с пути работающих при приближении поезда, отсутствие сигналов ограждения места производства работ на путях, работу персонала без сигнальных жилетов и т. п.

О выявленных нарушениях мер безопасности локомотивная бригада сообщает по радиосвязи дежурному ближайшей станции.

Дежурный по станции при получении от машиниста локомотива сообщения о нарушении работниками тех или иных хозяйств требований техники безопасности при производстве работ на путях, немедленно передает его дежурному соответствующего предприятия, который немедленно ставит в известность о нарушениях руководителя, в подчинении которого находятся работающие на перегоне. Такой руководитель, в непосредственном подчинении которого находятся люди, допустившие нарушение, обязан провести расследование и принять необходимые меры к нарушителям.

Начальники дистанций пути, сигнализации и связи, ПМС, дистанций электроснабжения не реже I раза в месяц совместно с представителями локомотивного депо рассматривают ход работы по системе «Человек на пути». Результаты разбора оформляются протоколом и приказом (5.5).



Кто и как часто проводит первую ступень контроля и какие вопросы техники безопасности проверяют при этом?

Первую ступень контроля проводят мастера, бригадиры, инструктора, дежурные по станциям, маневровые диспетчеры, старшие в группе рабочих (старший регулировщик скорости движения, старший приемосдатчик груза и багажа, старший машинист, старший осмотрщик вагонов, старший электромеханик и т. д.), руководители других, аналогичных этим, подразделений совместно с общественными инспекторами по охране труда. Такой контроль проводят ежедневно, ежесменно перед началом работы и в течение рабочего дня (смены).

На первой ступени контроля проверяют общее состояние и подготовленность исполнителей к работе, а также наличие у них удостоверений на право управления локомотивом, дрезиной, краном, самоходной путевой машиной, автокаром, трактором, автомобилем и другими транспортными средствами; наличие и правильность оформления на рядов-допусков к производству работ по обслуживанию и ремонту контактной сети, линий электропередачи, электроустановок и к другим работам, при которых оформляется наряд-допуск.

При этом проверяют качество и регистрацию текущих и повторных инструктажей, о чем должны быть росписи проинструктированных работников.

При первой ступени контроля также проверяют:

  • соблюдение порядка ограждения места производства работ на путях. Наличие сигналистов, сигналов и сигнальных принадлежностей. Наличие записей в журналах осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и контактной сети о месте и времени производства работ;
  • состояние маршрутов безопасного прохода по путям, мест, где должны находиться работники при пропуске подвижного состава, наличие знаков безопасности труда и предупреждающей окраски;
  • исправность подвижного состава, кранов, машин, оборудования и инструмента, действие блокирующих устройств и предупреждающей сигнализации;
  • состояние рабочих мест, нет ли посторонних предметов в проходах и проездах, достаточность освещения, работу вентиляционных устройств, наличие знаков безопасности труда:
  • наличие средств пожаротушения;
  • наличие и состояние спецодежды, спецобуви и других
  • средств индивидуальной зашиты;
  • наличие и укомплектованность аптечек;
  • наличие на рабочих местах инструкций по охране труда;
  • выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущими проверками.
После окончания проверки ее результаты записывают в журналы первой ступени контроля. В журнале указывают дату проверки, фамилию и должность проверявшего, обнаруженные недостатки (в том числе фамилии работников, нарушавших требования безопасности), принятые меры, сроки устранения недостатков (для недостатков, которые не могли быть устранены в ходе проверки). Запись должна быть заверена подписью проверявшего (5.5).



Кто и в какие сроки проводит вторую ступень контроля и что при этом проверяют?

Вторую ступень контроля осуществляют комиссии под председательством старших мастеров, мастеров, начальников участков, цехов, пунктов при участии профгрупорга, или старшего общественного инспектора по охране труда. Конкретный состав комиссии устанавливает стандарт предприятия. Проверку необходимо проводить в присутствии руководителя и общественного инспектора по охране труда проверяемого подразделения.

Вторую ступень контроля проводят не реже 2 раз в месяц. Дни проведения второй ступени контроля по каждому объекту устанавливаются стандартом предприятия,

На второй ступени контроля проверяют:

  • регулярность проведения первой ступени контроля, наличие необходимых записей в журнале первой ступени;
  • соблюдение требований безопасности на рабочих местах по перечню вопросов первой ступени контроля, а также соблюдение работающими мер безопасности (выборочно);
  • своевременность проведения первичных инструктажей на рабочем месте, повторных и текущих инструктажей, наличие соответствующие; записей в журналах регистрации инструктажей;
  • выполнение приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны труда, состояние санитарно-бытовых помещений;
  • ведение документации на эксплуатацию оборудования и состояние наглядной агитации по охране труда;
  • устранение недостатков, выявленных предыдущими проверками по первой и второй ступеням.

После окончания проверки председатель комиссии записывает ее результаты в журнале второй ступени контроля. Эти журналы должны вести руководители участков, пунктов, цехов и т. д. В журнале должны быть указаны: дата проверки, фамилии и должности проверявших, обнаруженные недостатки, принятые меры. По недостаткам, которые не могли быть устранены в ходе проверки, должны быть указаны срок устранения, ответственный за исполнение, дата устранения недостатка. Запись в журнале должна быть заверена подписью председателя комиссии (5.5).



Кто входит в состав комиссии, осуществляющей третью ступень контроля, и какие вопросы охраны труда она проверяет?

Третью ступень контроля осуществляет комиссия под председательством начальника (директора) предприятия. В ее состав должны входить главный инженер и другие заместители начальника (директора) предприятия, инженер по охране труда и технике безопасности, председатель профсоюзного комитета предприятия. К работе в составе комиссии, как правило, должен привлекаться медицинский работник. Конкретно состав комиссии должен быть установлен стандартом предприятия.

С целью охвата проверками всех подразделений предприятия комиссия может быть подразделена на несколько подкомиссий, возглавляемых руководством предприятия.

Третья ступень контроля должна проводиться 1 раз в месяц и продолжаться не более 3 дней. На территориально разобщенных или протяженных предприятиях (дистанции пути, защитных лесонасаждений, сигнализации и связи, станции, находящиеся на балансе отдела перевозок отделения дороги, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ и т. п.) третья ступень контроля может проводиться по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы каждый участок, цех, пункт, станция были проверены не реже 1 раза в месяц.

На третьей ступени контроля проверяют:

  • организацию и результаты проведения первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных при проведении предыдущей третьей ступени контроля;
  • соблюдение требований безопасности в производственных помещениях, на территории, рабочих местах (выборочно) по перечню вопросов первой ступени контроля, а также соблюдение работающими мер безопасности;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, постановлений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора по вопросам охраны труда;
  • реализацию заданий, предусмотренных комплексным планом, коллективным договором, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • осуществление мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;
  • наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния условий труда в цехах (других, аналогичных цеху подразделениях);
  • обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, состояние и правильность их выдачи, хранения, организацию стирки, чистки и ремонта;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих, в том числе своевременное проведение медицинских освидетельствований;
  • состояние кабинета и уголков охраны труда;
  • состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление и состояние наглядной агитации 1 по охране труда;
  • проведение обучения и инструктажей работающих пo безопасности труда;
  • подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;
  • соблюдение режима труда и отдыха;

Результаты проверки на третьей ступени контроля оформляют актом или в специальном журнале с указанием обнаруженных недостатков, сроков их устранения и ответственных за исполнение. Копия акта или выписка из журнала должна быть вручена руководителям проверяемых подразделений.

Подлинники актов или журнал третьей ступени контроля хранятся у инженера по охране труда или работника, на которого эти обязанности возложены; срок хранения один год.

Результаты проверка на третьей ступени контроля не более чем в недельный срок со дня ее окончания должны быть обсуждены с руководителями подразделений и представителями профсоюзной организации. Проведение совещания следует оформить протоколом с указанием мероприятии по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. По итогам проверки на третьей ступени контроля руководитель предприятия, как правило, издает приказ с указанием мероприятии по устранению выявленных недостатков. (5.5).





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: