Правовые основы и принципы природопользования
Экологическая безопасность

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы государственной политики в области осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

Первый принцип — соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Интересы развивающихся хозяйств очень часто идут вразрез с проблемами соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, сохранение жизни и здоровья, повышение качества жизни. Природопользователи стараются не осложнять свою деятельность экологическими обоснованиями. Их заботят только соображения экономической целесообразности. В то же время здоровье и благосостояние общества все больше зависят от хорошего состояния природы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития. Статья 11 Закона «Об охране окружающей среды» говорит и о том, что каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам.

Для того, чтобы обеспечивалось соблюдение правовых норм, нужен систематический контроль. За нарушения должны налагаться санкции, установленные также в законодательном порядке.

Второй принцип — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Человечество для удовлетворения собственных потребностей присваивает и использует природные ресурсы.

Понятно, что технический прогресс остановить нельзя, как нельзя остановить и процессы изъятия из природы ее ресурсов. Но ясно и то, что невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие общества за счет разрушения природной среды и истощения ее ресурсов. Природопользование должно строиться на оптимизации и балансе экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Успехи человека в покорении природы, в интенсивности извлечения природных ресурсов отрицательно сказались на качестве окружающей среды, которое стало стабильно ухудшаться. Из-за низкого качества окружающей природной среды экономика также терпит убытки. От загрязнения воздуха, воды, почв растет заболеваемость населения и работников. От агрессивности среды (в основном от повышенной кислотности) ускорился износ зданий, сооружений, техники.

Стало необходимо вкладывать очень большие средства в природозащитные мероприятия, особенно в ликвидацию последствий экологических нарушений и в предотвращение дальнейшей деградации природной среды.

Ученые обосновали необходимость принятия срочных мер. Поиск решений взаимной оптимизации происходящих процессов, поиск приемлемых форм хозяйственной деятельности, не нарушающих равновесия природных систем, стал приоритетным направлением научных исследований. В современных условиях главный упор делают на меры предупредительного характера, обеспечивающие экологическую безопасность. Перспективными мерами признаны:

- рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

- развитие систем восстановления природных ресурсов;

- поиск и разработка новых источников сырья, топлива и энергии. Прогнозируется, что эти меры могут достаточно серьезно замедлить процессы истощения природных ресурсов.

Третий принцип — охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Под охраной природных ресурсов подразумевают комплекс мер по рациональному использованию и восстановлению живой (растительности и животного мира) и неживой (почвы, воды, атмосферы, недр Земли, климата) природы.

В основе охраны природной среды прежде всего лежит ее правовая защита. Правовая защита — это установленная законами система направленных мер.

Правовая основа охраны природы в России базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:

- природные ресурсы составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование. Исключение составляет земля, которая может также находиться в частной собственности;

- охране подлежат все объекты природы — как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;

- рациональное использование природных ресурсов;

- контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы;

- ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы и др.

Под воспроизводством (восстановлением) природных ресурсов понимают комплекс искусственных мер, направленных на получение природных ресурсов в ранее наблюдавшихся количествах при естественном их происхождении. К мерам восстановления относятся лесопосадки, разведение мальков, организация охраны ценных территорий и др.

Четвертый принцип — платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Важнейшие виды природных ресурсов (земля, вода, полезные ископаемые) долгое время в нашей стране вовлекались в хозяйственный оборот и расходовались практически бесплатно. На результатах хозяйственной деятельности предприятий технологические потери природных ресурсов экономически почти не отражались. Это приводило к высокой ресурсоемкости продукции.

Низкая эффективность производства и тяжелая экологическая обстановка в промышленно развитых регионах стали итогом сложившейся системы. Эта обстановка, в свою очередь, привела к росту затрат на нормализацию условий жизни людей.

Для того, чтобы переломить негативные традиции, на природные ресурсы был установлен достаточно высокий уровень цен.

В Российской Федерации правовая основа платности природопользования была заложена в 1991 г. первым Законом «Об охране окружающей природной среды». Этим Законом было установлено, что за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается плата. В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в целом ряде законов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ еще раз законодательно подтвердил правовую основу платности природопользования и узаконил плату за возмещение вреда окружающей среде. Платежи за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых взимаются в двойном размере.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» законодательно установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме, в соответствии с проектом восстановительных работ, в том числе с учетом упущенной выгоды.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, также должно производиться в полном объеме.

Пятый принцип — презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. Нынешнее состояние природной среды называют предкритическим. Экологическая безопасность является постоянным предметом обсуждений, научных исследований, создания правовых документов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правила правопорядка в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Определяющим принципом является «презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности». Безопасность хозяйственной деятельности следует доказывать. Предполагается, что потенциальная экологическая опасность имеется, пока не доказано обратное.

Хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, запрещена.

Федеральный закон запрещает реализацию проектов, «которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов или иным негативным изменениям окружающей среды».

Наукой установлены показатели среды, которые обязательно нормируются (устанавливается уровень допустимых воздействий на среду). Правовые документы определяют систему постоянного контроля за их непревышением.

Для правового регулирования деятельности природопользователей, в соответствии с законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и другим, устанавливают следующие нормативы:

- допустимого изъятия компонентов природной среды;

- допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- допустимого образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

- предельно допустимых концентраций химических и биологических веществ в окружающей среде;

- допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Для примера рассмотрим нормативы ПДК химических веществ и

допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Нормативы ПДК устанавливают, исходя из условия, что при такой концентрации не происходит прямого или косвенного воздействия на живые организмы, не снижается прозрачность атмосферы, не уменьшается ультрафиолетовая радиация, не происходит порчи зеленых насаждений. Среднесуточная концентрация не должна оказывать воздействия при неограниченно долгом пребывании в такой среде.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливают для оценки и регулирования воздействия всех источников, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Они устанавливаются как по каждому конкретному виду, так и по совокупному воздействию от всех источников, находящихся на этих территориях.

Шестой принцип — обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Обязательная экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия возможных экологических последствий планируемой хозяйственной или любой иной деятельности нормативам экологической безопасности для населения и природной среды. При определении возможности размещения новых объектов (энергетики, различных производств, транспортных предприятий и других) производится суммарный учет как вновь создаваемых экологических нагрузок на окружающую среду, так и уже существующих. Изначально предполагается наличие потенциальной экологической опасности.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

- требования экологической безопасности надо отслеживать (упреждать) и учитывать до принятия решений о реализации объекта;

- воздействия на природную среду и их последствия должны оцениваться комплексно, все вместе и во взаимосвязи;

- документация, представляемая на экологическую экспертизу, должна быть достоверной и полной;

- эксперты должны быть независимыми;

- заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, законными, основанными на учете нормативных требований и экологических регламентации (ограничений);

- должны соблюдаться гласность и учет общественного мнения.

Итоговым документом работы экспертной комиссии является соответствующее заключение, которое является одним из основных документов для получения разрешения, например, на строительство промышленного объекта или жилого дома.

В «Перечне видов и объектов хозяйственной деятельности, экологически весьма опасных для окружающей среды» перечислены всего 33 вида и объекта (предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, метрополитены и др.). Для них производится специальная оценка, в которой учитываются возможные последствия чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. На решение о размещении влияют сейсмоопасность, лавиноопасность, затопляемость и другие природные явления.

Седьмой принцип — приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Объектами охраны природной среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: