Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Эксплуатация мостовых кранов. Меры безопасности

Производство работ. Практика показывает, что к основным причинам аварий и несчастных случаев относятся:

а) неправильная, ненадежная строповка грузов; использование негодных или несоответствующих грузу стропов;
б) пребывание работников в опасной зоне при подъеме, перемещении, опускании, кантовке и других операциях с грузами: поддерживание и направление их руками;
в) низкий уровень обучения, недостаточные знания обязанностей и Правил (инструкций) безопасной работы крановщиками, стропальщиками и работниками, выполняющими осмотры и ремонтные работы;
г) допуск в некоторых случаях неаттестованных лиц к управлению кранами и стропальным работам, перевод с одного типа крана на другой без обучения и стажировки;
д) невыполнение положений о нарядах-допусках, планах организации работ, требований бирочной системы; низкое качество ремонтов; нарушение порядка технического освидетельствования, приема и передачи смены;
е) подъем и перемещение кранами грузов, превышающих установленную для них грузоподъемность;
ж) другие нарушения требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и местных инструкций;
з) отсутствие должного руководства и надзора со стороны. инженерно-технических работнику, ответственных за исправное состояние крапов, и безопасность работы, других ответственных руководителей, в результате чего допускаются нарушения, аварии и несчастные случаи.

Профилактическую работу по предупреждению аварий и несчастных случаев следует планировать и вести целенаправление по пути, устранения причин происшествий,

Особое значение в условиях современного производства со сложными технологическими процессами, многообразной номенклатурой тяжеловесных, часто сложной конфигурации изделий, имеет надежная, безопасная строповка грузов.

В одном из сборосварочиых цехов электросварщик по заданию мастера выполнял сварочные работы на корпусе клапана. В ходе технологического процесса электромостовым краном необходимо было несколько раз изменять положение собираемой конструкции. При очередной операции электросварщик ненадежно, точнее, опасно поддел (рис. 12) конструкцию крюком за фланец и, оставаясь в опасной зоне, подал команду о подъеме, чтобы извлечь из-под конструкции подложенную прокладку. Во время подъема конструкция сорвалась с крюка, травмировав кисть рабочего.

Расследование показало, что неправильная, опасная зачалка груза, его обрыв и несчастный случай — это следствие нарушений некоторыми руководителями требований правил безопасности:

а) отдел главного сварщика нарушил установленный на предприятии порядок, разрешающий внедрять в производство технологию только после указания в ней мер безопасного выполнения каждой отдельной технологической операции, с учетом мест зачалки, необходимых чалочных средств, а также схем безопасной строповки;

6) начальник цеха нарушил порядок, запрещающий запуск в производство заказов, в данном случае корпуса клапана, без указаний в технологии схем и мест его захвата и безопасной кантовки.

Ненадежная, опасная строповка грузов — одна из основных причин несчастных случаев. Но она часто сочетается с другими сопутствующими причинами.

На участке обрубки литья термообрубного цеха произошла авария при перемещении груза электромостовым краном. Стропальщик, допущенный к работе в нетрезвом состоянии, вместе с другими рабочими выполнил строповку к крану одновременно двух тяжеловесных, сложной конфигурации деталей общей массой 25 т чалочныМ канатом, рассчитанным на 20 т. Груз зацепили не за специальные проушины, а за торцевые опорные приливы, имеющие острые углы. Крановщик перемещал груз, хорошо зная о неправильной и опасной строповке его и превышении грузоподъемности чалочного приспособления. Во время транспортировки в результате перегруза и смещения детали на одну сторону чалочного каната он оборвался, и груз упал на пол. При этом был травмирован обрубщик и разрушено оборудование.

Главная причина несчастных случаев — это пребывание людей в опасной зоне при подъеме, опускании, кантовке грузов и других операциях с ними грузоподъемным оборудованием. Известно, что стропальщик, зацепив надежно груз, обязан уйти на безопасное расстояние и, находясь в месте, достаточно видимом крановщиком, с помощью принятой знаковой сигнализации подать ему необходимую команду. Однако эти основные, элементарные правила, принципы безопасности нарушаются, что приводит к несчастным случаям. В самом деле, если бы человека в опасной зоне не было в момент обрыва груза, несчастный случай не произошел бы. На практике стропальщик, отдавая команду, иногда остается в опасной зоне, а крановщик, видя, что человеку угрожает опасность, все же выполняет заведомо опасную команду и приводит кран в движение. Все это определяется уровнем дисциплины, требовательности, профилактической и воспитательной работы.

При кантовке большой рамы, изготовленной в цехе конструкций, стропальщик зацепил ее одним крюком двухконцевой цепи. Не отойдя на безопасное расстояние, он подал команду крановщику о подъеме. Резко поднятая рама качнулась и тяжело травмировала стрональщика.

В литейном цехе с массовым конвейерным производством отливок технологическая операция по передаче залитых металлом форм с охладительного рольганга, проходящего через пылеулавливающую камеру на выбивные решетки, выполнялась электромостовым краном. Кровля и боковая стена концевой секции камеры ранее были разрушены, а между оставшейся металлической стойкой конструкции и рольгангом создавалось узкое опасное пространство, в которое вошел зацепщик. Оставаясь в заведомо опасной зоне, зацепщик подал команду крановщику о подъеме груза. Команда была выполнена. При качке груза, возникшей после подъема, форма, сместившись в сторону рабочего, прижала его к стойке. Причина несчастного случая не только в нарушении. правил техники безопасности стропальщиком и крановщиком, но и в эксплуатации разрушенной пылеулавливающей камеры, в результате чего человек мог войти в опасную зону. Несчастный случай произошел несмотря на то, что и крановщик, и стропальщик были аттестованы.

Правила разрешают поднимать груз с пола цеха или любой другой площадки, на которой он лежит, только при вертикальном положении (по отношению к нему) грузовых канатов. И это понятно. При косом натяжении каната оторванный от земли груз, качнувшись, приведет канат в вертикальное положение и йа пути движения может травмировать людей, повредить оборудование.

Во время эксплуатации кранов следует строго соблюдать. Правила при использовании в качестве грузозахватного органа электрического магнита или грейфера. Пребывание людей в зоне их действия запрещается. Это требование вызвано опасностью, связанной со случайным обесточиванием магнита при транспортировке грузов (прекращение подачи энергии, разрыв или другое повреждение,троллейного провода, сход с него токоприемника и др.), так как груз удерживается только силой притяжения магнита.

Магнитная шайба после выполнения работ или в перерыве между ними должна опускаться на специально для этой цели устроенную огражденную площадку.

В обрубном отделении одного из сталелитейных цехов крановщик электромостового крана, выполнив работы по погрузке литья с помощью магнитной шайбы, вместо установки ее на специальную площадку опустил шайбу на разметную плиту, на которой находились двое рабочих. Один из рабочих был травмирован.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: