Цель. Закрепить представления детей о том, как вести себя на воде (в море); учить оказывать элементарную помощь пострадавшим.
Материал. Сюжетные картины: «Морской пляж», «Море», «Морской берег»; раздаточные картинки: халат, плавки, солнцезащитные очки, махровое полотенце, надувной круг, ласты, маска, трубка.
Схема занятия. Рассказ воспитателя о правилах поведения в поезде; игры; игровые задания.
Ключевые слова: дно моря: каменистое, песчаное; морские животные и растительность: медузы, дельфины, бычки, скумбрия, водоросли; погодные условия: ветер, бриз, шторм, барашки, штиль.
Детей распределяют на две подгруппы. На столе разложены картинки с изображением предметов одежды, необходимой для отдыха на море. Задание детям: по сигналу педагога по очереди выбрать среди картинок нужные вещи и перенести на свой стол. Игра проводится 2—3 раза. Подгруппа, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок соберет вещи для отдыха, выигрывает.
Звучит мелодия песни «Поезд». Педагог предлагает детям поехать к морю на поезде. Дети строятся. Под музыку поезд начинает движение. Педагог рассказывает, как должны вести себя пассажиры в поезде. Детям предлагается побывать в роли разных пассажиров: наблюдающий пассажир, читающий пассажир, играющий в шахматы и др.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу,
Чу-чу-чу-чу-чу —
Шумит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
Но вот остановка.
Мы к морю бежим,
Мы морем любуемся,
На пляже лежим.
Знакомство с морем, с местностью
Игра на развитие воображения. Дети представляют что они на море, и вместе с педагогом изучают берег моря, д'Но моря, особенности животного мира (дельфины, медузы, водоросли), воду. Организуются игры-упражнения с воображаемой водой песком. Воспитатель может вместе с детьми пробежаться по берегу моря, меняя направление, войти в воду на глубину до колена. Постепенно увеличивать скорость бега и глубину.
Используется запись «Шум моря».
Дети становятся свободно. Для подготовительного этапа вхождения в море используется комплекс гимнастики. Войдя в море, дети распределяются но парам (один ребенок выполняет роль взрослого, другой — ребенка), берут друг друга за руки. Ребенок закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только с закрытым ртом.
Следующие упражнения:
Каждый ребенок плывет по-своему.
При купании на море запрещается: