Цель. Закрепить знания о городском транспорте — метро; продолжать знакомить детей с правилами поведения и культурой общения в метро; дать детям элементарные знания о безопасности при поездке в метро.
Материал. Иллюстрации или фотографии станций метро (3—4).
Воспитатель. Давайте вспомним, какие виды транспорта вы знаете. Назовите их. Как одним словом можно назвать этот транспорт? (Пассажирский.)
Угадать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие, сегодня вам поможет иллюстрация. Рассмотрим ее. Мы спускаемся по ступенькам вниз и входим через стеклянные двери в вестибюль станции. Что здесь можно увидеть? (Кассы, турникеты, схема линий метрополитена.) Для чего здесь кассы? Как можно пройти внутрь метро на эскалатор? Послушаем и отгадаем загадки:
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница зовет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят — она идет.
(Эскалатор.)
Где это бывает —
Человек стоит,
Лестница шагает?
(В метро.)
Давайте поиграем. Кто заметит, что общего у знакомой вам лестницы и эскалатора? (Перила, ступени.)
Чем они отличаются? Перила едут вместе с лестницей и пассажирами вверх и вниз и называются поручни, ступеньки вверх открываются у входа, а вниз складываются (лесенка-самоходка).
На эскалаторе надо быть очень внимательными, стоять справа и не мешать пассажирам, которые хотели бы быстрее пройти слева. Чтобы не оступиться и не упасть, лучше всего держаться за поручни. Если ты внимательно посмотришь на металлические ступеньки, то увидишь по краям желтые узкие полоски — они напоминают пассажирам: не прижимайтесь к краям эскалатора, можно зацепиться ботинком или одеждой и разорвать их, застрять и поранить ногу.
Ну вот мы благополучно спустились и оказались на станции. Давайте осмотримся. Нравятся ли вам станции метро? Какие станции вы знаете? Расскажи о знакомой станции метро, которая тебе нравится.
Мы вошли на платформу и ждем поезда. По краям платформы тоже нарисованы или выложены из плиток полоски: как вы думаете, для чего?
Вот и подъехал поезд, двери открылись автоматически, и поэтому надо заходить в салон быстро, но не толкая впереди входящих пассажиров. На дверях что-то написано. Как вы думаете, что?
Машинист (или диктор) объявляет остановки, просит пассажиров быть осторожными и внимательными.
Если ты потерялся или не знаешь, как пройти на нужную тебе станцию, к кому ты можешь обратиться в метро за помощью? Как ты это сделаешь?