В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Как обеспечить безопасность дошкольников

Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых


Цель. Научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.


Материал. Рабочая тетрадь, карандаши, ножницы, клей.


Ключевые слова: похититель, звать на помощь.


Предложите детям рассмотреть иллюстрацию в рабочей тетради и угадать сказку, к которой она сделана («Кот, Петух и Лиса»).


Дошкольники вырезают по линиям фигурки персонажей сказки и окно, наклеивают его на домик так, чтобы ставни открывались и закрывались, склеивают фигурки и начинают инсценировку сказки.


Обсудите поведение героев сказки. В чем опрометчивость Петушка? Как злоумышленница Лиса ухитрилась украсть Петуха? Как проявил себя Кот? Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? Правильно ли делал Петух, что громко кричал и звал на помощь своего друга?


Вспомните и другие сказки, где с героями происходит беда из-за неправильного поведения с незнакомыми. Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? (Ушел один из дома, поверил притворнице Лисе, вступил с ней в продолжительное общение.)


Почему пострадал Буратино? (Не послушался папу Карло, пошел не в школу, а в театр один, поэтому его смог украсть Карабас Барабас.)


Проведите с детьми краткую беседу о том, что не только в сказках, но и в жизни случаются ситуации, когда злодеи пытаются похитить детей.


Рассмотрите с детьми жизненные ситуации: незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой. Что нужно делать? (Кричать.) Но как кричать? Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребенок. Такие случаи ведь не редки. Кричать надо так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!»

Что делать, если тебя пытаются взять на руки? (Тоже кричать.) Нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться, убежать.


Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите, меня увозят чужие люди!» Если все-таки тебя затащили в машину и она тронулась, успокойся и жди возможности снова позвать на помощь, когда тебя будут выводить из машины.


Если все-таки тебя смогли похитить, наберись терпения, не зли своим поведением злоумышленников, жди: тебя обязательно вызволят из беды.


Предложите детям самим сформулировать правила поведения на улице:
— Не ходи в безлюдном месте.
— Не играй вблизи машин, в которых сидят люди.
— Не гуляй до темноты.
— Ходи в магазин и к другу всегда одной дорогой.
— Не вступай в разговор с чужими людьми.
— Не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.
— Умей проявить смелость, находчивость в случае, если тебя пытаются украсть.

Игра «Похитители и находчивые ребята»

Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями.

Игра «Куда бежать, если за тобой гонятся»

Предложите ребятам рассмотреть иллюстрацию в рабочей тетради и высказать свое мнение о том, куда бежать от преследователя: в парк, который рядом, и спрятаться под елкой; домой по безлюдной дороге; к остановке автобуса, где много людей; к посту ГАИ. Пусть ребята обоснуют свое мнение.