В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: лесные пожары


Общенациональной трагедией России являются лесные пожары. Ежегодно их возникает от 20 до 30 тысяч. Oни охватывают площадь от 1 до 2 миллионов гектаров. По данным МЧС РФ, в 2002 году в России было зафиксировано 37 тысяч лесных пожаров, в результате которых выгорело более 2 миллионов гектаров природных угодий, в 2003 году на территории России было зарегистрировано 26,8 тысячи природных пожаров, общая площадь, пройденная огнем в этом году, составила более 2 миллионов гектаров.


В России сохраняются природные очаги инспекционных болезней: чумы, оспы, холеры, сибирской язвы, лихорадки. Нередки случаи возникновения эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.


На территории России остается высокой угроза возникновения ЧС техногенного характера, которые связаны с производственной или хозяйственной деятельностью человека. Пожары, взрывы, аварии на производстве, транспортные катастрофы занимают лидирующее положение по числу ЧС.


Основной техногенной ЧС являются пожары. Ежегодно в России регистрируется в среднем 250 тысяч пожаров. В огне погибает 15-20 тысяч человек, материальный ущерб оценивается в 1,5-1,8 миллиарда рублей.


С момента изобретения пороха и взрывчатки человечество столкнулось с проблемой частого возникновения взрывов. Постоянно взрываются производственные объекты, на которых производят взрывчатые вещества, транспорт, на котором они перевозятся, склады, где хранятся взрывчатые вещества.


Довольно много техногенных катастроф возникает на автомобильном, авиационном, железнодорожном, водном транспорте.


Серьезную опасность для жителей России представляют выбросы в окружающую природную среду химически опасных веществ. Подобных выбросов регистрируется ежегодно несколько тысяч. В России действует более 3,3 тысячи предприятий, располагающих значительным количеством химически опасных веществ. Их суммарный запас достигает 700 тысяч тонн. К этому следует добавить арсеналы химического оружия в объеме 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. Суммарная площадь территории России, на которой могут возникнуть ЧС с химическим заражением, составляет около 300 тысяч км2. На ней проживает почти 60 миллионов человек.


Чаще всего причиной возникновения ЧС с химически опасными продуктами является утечка хлора. Его ежегодное производство в России составляет 2 миллиона тонн. Свыше 500 тысяч тонн хлора ежегодно перевозится по железной дороге. Единовременный запас хлора только на объектах города Москвы составляет около 70 тысяч тонн.


Бурное развитие атомной промышленности и ядерной энергетики во второй половине XX века привело к возникновению радиационной опасности, которая главным образом связана с возможным возникновением аварий на радиационно опасных объектах.


В России к таким объектам относятся 9 атомных электростанций с 29 ядерными энергетическими установками, 9 атомных судов гражданского назначения с 15 ядерными энергетическими установками, 30 научно-исследовательских организаций со 113 исследовательскими ядерными установками, 16 специализированных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов, 13 тысяч организаций и предприятий, использующих для своей деятельности радиоактивные вещества и изделия на их основе.


"Катастрофой века" названа авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в результате взрыва реактора четвертого энергоблока. Высокая температура привела к испарению 50 тонн ядерного топлива, через проломы здания было выброшено наружу 70 тонн ядерного топлива и 700 тонн радиоактивного графита. Выброс составил от 60 до 80% радиоактивных веществ, находившихся в реакторе. В результате чернобыльской аварии радиоактивными веществами были загрязнены территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, также территории 20 европейских государств.


В ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие десятки тысяч человек. Многие из них были поражены лучевой болезнью. По некоторым оценкам, число жертв может составить 75 тысяч человек. 30 ноября 1986 года над взорвавшимся энергоблоком был сооружен специальный защитный саркофаг. В него уложили 300 тысяч тонн бетона и 6 тысяч тонн металла.

По оценкам отечественных ученых, ежегодный совокупный материальный ущерб от затрат на ликвидацию последствий ЧС в России составляет примерно 5 - 7% от валового внутреннего продукта страны.


Стоимость ликвидации последствий природных катастроф в среднем в 70 раз дороже, чем проведение мероприятий по их предупреждению и профилактике.


Для профилактики возникновения и ликвидации последствий ЧС в России создана Единая государственная система предупреждения и действий в условиях ЧС (РСЧС). Она образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах - ведомственные. Система постоянно развивается и совершенствуется.


В 1990 году в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по ЧС, а в 1991 году - в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В 1994 году ГКЧС был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Задачи РСЧС

  1. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях
  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  4. Сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  5. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
  6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций
  7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
  8. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
  9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций
  10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации
  11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций