В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность в школе


Общеобразовательная школа является основным и самым массовым учебно-воспитательным учреждением в Российской Федерации. На протяжении 9-11 лет учащиеся регулярно посещают школу и проводят здесь от четырех до десяти часов ежедневно. За 11 лет обучения прилежный ученик посещает 11385 уроков общей продолжительностью 7590 часов, что составляет 316 суток.


Половина времени бодрствования детей школьного возраста проходит на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, в общественно-полезном труде и играх на территории школы. Здесь школьники приобретают новые знания, формируют необходимые умения и навыки, разносторонне развиваются, проходят свои первые учебные и жизненные уроки. Раскрытие творческих способностей, общение со сверстниками, подвижные игры, спортивные соревнования несут школьникам мощный заряд положительных эмоций, хорошее настроение, улучшение самочувствия.


В России насчитывается более 66 тысяч общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий, из которых почти 46 тысяч - сельские школы. 1 сентября 2003 года в школы РФ пошло примерно 19 миллионов учащихся, среди которых около 1,5 миллиона первоклассников. В России ежегодно оканчивают школу и получают аттестат о среднем образовании 1,5 миллиона человек. 1 сентября 2003 года учебный год начался для 40,4 миллиона россиян. Именно столько пришло в учреждения образования: одни учиться, другие работать.


В Российской Федерации в 2003 году:

  1. насчитывалось 156 тысяч различных учебных заведений;
  2. было свыше 2,4 миллиона педагогических работников;
  3. обучение в школах велось на 80 языках;
  4. каждый седьмой житель страны являлся школьником;
  5. возраст 38 миллионов граждан не превышал 18 лет.

Наряду с положительным воздействием, процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учеба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения ЧС, несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.


К основным негативным последствиям обучения в школе относятся:

  1. ухудшение здоровья и функционального состояния школьников;
  2. получение травм во время нахождения в школе, а также по дороге из дома и обратно;
  3. нервные срывы, психические расстройства, умственные перегрузки;
  4. формирование нездорового образа жизни и антиобщественного поведения.


Кроме отклонений или нарушений в физическом, психическом и нравственном здоровье учащиеся при посещении школы могут оказаться под воздействием поражающих факторов:

  1. стихийных бедствий: землетрясение, ураган, экстремальные температуры, наводнение;
  2. эпидемий: грипп, дифтерия и другие;
  3. техногенных ЧС: пожар, взрыв, обрушение, химическое и радиоактивное заражение;
  4. социальных ЧС: преступность, терроризм, захват заложников, боевые действия, межличностные конфликты.


Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.


Для обеспечения безопасности жизнедеятельности каждый учащийся при посещении школы должен знать:

  1. вредные факторы и потенциальные опасности, которые могут угрожать его здоровью и жизни при нахождении на школьной территории, в школьном здании, на различных уроках и мероприятиях, во время дороги из дома в школу и обратно;
  2. где, когда и по какой причине возможно возникновение ЧС в школе, каковы сценарии развития и масштабы возможных последствий каждой ЧС;
  3. правила выживания в различных ЧС;
  4. правила эвакуации из зданий и сооружений;
  5. правила оказания первой медицинской помощи;
  6. мероприятия по профилактике и предотвращению ЧС.

Каждый учащийся должен уметь:

  1. прогнозировать последствия ЧС, поступков и действий, совершаемых как им самим, так и окружающими;
  2. осуществлять меры профилактики ЧС, быть готовым к их возникновению;
  3. выживать в различных ЧС;
  4. контролировать свою силу воли в ЧС, не поддаваться паническим настроениям;
  5. руководствоваться в ЧС здравым смыслом, а не интуицией;
  6. оказывать самопомощь и первую медицинскую помощь окружающим.