В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках физики


Школьный учебный предмет "Физика" относится к потенциально опасным дисциплинам. В курсе физики средней школы программой предусмотрено выполнение свыше 200 демонстрационных опытов, десятки фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. При их выполнении используется разнообразное оборудование, приборы, инструменты, приспособления, реактивы, электрический ток, горючий газ.


Неисправность лабораторного оборудования, ошибки, допущенные при работе, нарушение требований техники безопасности могут стать причиной возникновения на уроках физики различных ЧС. В процессе выполнения практических работ возможны пожары, взрывы, травмирование школьников. Случаи травматизма чаще всего отмечаются при проведении лабораторных и практических занятий. Причинами травм являются опасные и вредные факторы, неблагоприятно действующие на организм человека.


Опасные факторы

  1. Электрический ток.
  2. Движущиеся приборы, механизмы, устройства или их части.
  3. Вредные, горючие, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества.
  4. Открытый огонь.
  5. Хрупкая стеклянная посуда.
  6. Опасные испарения.


Возможные ЧС

  1. Пожары.
  2. Взрывы.
  3. Утечки сетевого газа.
  4. Попадание опасных веществ в организм, на кожу, слизистые оболочки.


Типичные травмы

  1. Электротравмы.
  2. Механические повреждения тела, ушибы.
  3. Химические и термические ожоги.
  4. Порезы разбившимся стеклом.
  5. Отравления.


22 сентября 2003 года. Таганрог. Пожар в кабинете физики средней школы №24. В результате пожара огнем были повреждены чердачное перекрытие, мебель, учебные пособия. Причина возгорания -замыкание электропроводки. Из здания школы было эвакуировано 250 учащихся.


8 октября 2003 года. Калининградская область. Пожар в кабинете физики средней школы № 9 поселка имени Александра Космодемьянского. Причиной пожара стала детская шалость и неосторожное обращение с огнем. Оперативная эвакуация школьников позволила избежать трагедии.


15 декабря 2003 года. Германия. В одной из школ немецкого города Ганновера в результате неудачного опыта на уроке химии произошла утечка брома. Через вентиляцию газ попал в соседний класс, где шел урок физики. Вскоре дети в этих двух классах начали жаловаться на удушье, головную боль и головокружение. 30 школьников в возрасте от 15 до 17 лет были госпитализированы с диагнозом "химическое" отравление.


Для избежания травматизма на уроках физики учащимся следует соблюдать требования правил техники безопасности и инструкций по охране труда.


Общие требования безопасности на уроках физики

  1. Заходить в кабинет физики, покидать его и выполнять в нем какие-либо работы можно только с разрешения преподавателя физики.
  2. Перед началом практических работ необходимо внимательно изучить содержание и порядок их выполнения, подготовить рабочее место, убрать со стола все лишнее.
  3. Приборы и оборудование на рабочем месте нужно размещать таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  4. Перед началом работы необходимо визуально проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды, а также исправность полученного оборудования на наличие в нем поломок, трещин, нарушений герметичности, изоляции и заземления.
  5. При проведении работы следует точно следовать указаниям преподавателя, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  6. При работе с приборами из стекла нужно соблюдать особую осторожность.
  7. Во время работы следует контролировать исправность всех креплений в приборах и приспособлениях.
  8. При сборке экспериментальных установок нужно использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции.
  9. Монтирование или сборку электрических схем, переключения к ним разрешается делать только при отсутствии в схеме напряжения.
  10. Собранную электрическую схему включать под напряжение можно только после проверки ее преподавателем или лаборантом.
  11. Включение стрелочных приборов и другой аппаратуры нужно производить с соблюдением полярности.
  12. При работе возле электрических приборов и машин необходимо следить, чтобы руки, одежда, волосы не касались вращающихся деталей и оголенных проводов.
  13. В случае повреждения лабораторной посуды или приборов из стекла осколки нужно собирать не руками, а с использованием щетки и совка.
  14. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю, ликвидировать возгорание.
  15. После окончания работы следует отключить источник питания, разобрать схему с разрешения преподавателя, навести порядок на рабочем месте, тщательно вымыть руки с мылом.