Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках физической культуры
В общей структуре обучения школьников важное значение имеют уроки физической культуры, поскольку они обеспечивают гармоничное развитие личности, в том числе: силы, ловкости, быстроты движений, выносливости, гибкости. Занятия по физической культуре проводятся на школьном стадионе, в спортзале, бассейне, в условиях природных ландшафтов.
На уроках физической культуры используется разнообразный спортивный инвентарь, оборудование, тренажеры. На уроках физкультуры учащиеся выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх, сдают нормативы. Многообразие мест проведения занятий, используемого оборудования, видов упражнений способствует более полному физическому и духовному развитию школьников.
Однако, в некоторых случаях, это многообразие повышает риск для здоровья и даже жизни школьников. Занятия физкультурой в школе отличаются повышенным уровнем травмоопасности.
- В школах России ежегодно регистрируется 65 - 70 тысяч случаев травматизма учащихся в возрасте до 15 лет на уроках физкультуры и при занятиях спортом.
- На школьный возраст приходится около половины всего спортивного травматизма.
- Спортивный травматизм школьников достигает максимума в возрасте 12-14 лет. В этом возрасте стремление учащихся к различным упражнениям расходится с их физическими, психофизиологическими возможностями и опытом.
- Каждая 10 травма, получаемая детьми и подростками школьного возраста, приходится на занятия физкультурой при организованных занятиях в школе, а при самостоятельных занятиях - 65 - 70%.
По характеру повреждений большинство травм на уроках физкультуры относится к категории тяжелых. Наиболее часто у школьников регистрируются переломы конечностей, растяжения и разрывы связок, ушибы различных участков тела, сотрясение мозга.
Основные причины травматизма на уроках физкультуры:
- нарушения дисциплины, требований техники безопасности и правил страховки;
- ошибки в оценке физического состояния школьников, особенно после заболеваний;
- неправильное определение группы физического воспитания учащегося;
- непосильные требования, предъявляемые преподавателем на уроке физкультуры;
- неудовлетворительное состояние мест занятий: небольшая площадь, загроможденность спортивного зала, неровный и скользкий пол, отсутствие средств страховки;
- поломка или физический износ спортивного оборудования и инвентаря;
- несоответствие оборудования и инвентаря физическим возможностям школьников: большая масса мячей, высокое пли очень низкое расположение колец, брусьев, перекладины;
- отсутствие или несоответствие спортивной одежды и обуви требованиям урока;
- техническая неподготовленность учащихся;
- небрежность, невнимательность, озорство школьников.
Для всех видов занятий на уроках физической культуры одной из основных причин травматизма является плохая подготовка организма школьников к нагрузке в основной части урока. В этом случае, особенно при низкой температуре воздуха, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок, сухожилий. Важным элементом профилактики травматизма при выполнении физических упражнений на уроках физкультуры, при проведении тренировок и в процессе соревнований является разминка.
Крайне опасно для здоровья школьников внезапное прекращение энергичных упражнений. При этом возможны головокружения и даже обмороки. Остывание следует проводить в течение 5-6 минут. Во время него нужно пройтись спокойным шагом, совершить легкую пробежку, выполнить махи руками. Остывание можно прекращать, когда пульс пришел в норму. Оздоровительная роль разминки и остывания заключается в снижении риска травмирования, профилактике возникновения или обострения сердечно-сосудистых заболеваний во время упражнений и сразу после них.
Существенное значение в предупреждении травматизма на уроках физкультуры имеет страховка. Она должна осуществляться при выполнении всех сложных упражнений.
Общие требования безопасности на уроках физкультуры
- Иметь допуск врача к занятиям.
- Входить в спортивные помещения, а также покидать их во время урока можно только с разрешения преподавателя.
- Спортивную одежду и обувь необходимо подбирать с учетом их назначения, предстоящих упражнений, времени года, метеорологических условий.
- Использовать спортивное оборудование и инвентарь следует только по их прямому назначению.
- Физические нагрузки нужно соизмерять с возможностями организма школьников.
- Не следует пытаться сделать то, что не по силам.
- Перед выполнением основных упражнений следует провести разминку.
- Выполнять упражнения, использовать оборудование и инвентарь можно только после разрешения преподавателя, при соблюдении всех мер безопасности.
- При возникновении травмоопасной ситуации, ухудшении самочувствия, травмировании учащихся следует незамедлительно сообщить преподавателю.
- Пострадавшему должна быть оказана первая медицинская помощь.