В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность на уроках физической культуры


В общей структуре обучения школьников важное значение имеют уроки физической культуры, поскольку они обеспечивают гармоничное развитие личности, в том числе: силы, ловкости, быстроты движений, выносливости, гибкости. Занятия по физической культуре проводятся на школьном стадионе, в спортзале, бассейне, в условиях природных ландшафтов.


На уроках физической культуры используется разнообразный спортивный инвентарь, оборудование, тренажеры. На уроках физкультуры учащиеся выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх, сдают нормативы. Многообразие мест проведения занятий, используемого оборудования, видов упражнений способствует более полному физическому и духовному развитию школьников.


Однако, в некоторых случаях, это многообразие повышает риск для здоровья и даже жизни школьников. Занятия физкультурой в школе отличаются повышенным уровнем травмоопасности.

  1. В школах России ежегодно регистрируется 65 - 70 тысяч случаев травматизма учащихся в возрасте до 15 лет на уроках физкультуры и при занятиях спортом.
  2. На школьный возраст приходится около половины всего спортивного травматизма.
  3. Спортивный травматизм школьников достигает максимума в возрасте 12-14 лет. В этом возрасте стремление учащихся к различным упражнениям расходится с их физическими, психофизиологическими возможностями и опытом.
  4. Каждая 10 травма, получаемая детьми и подростками школьного возраста, приходится на занятия физкультурой при организованных занятиях в школе, а при самостоятельных занятиях - 65 - 70%.


По характеру повреждений большинство травм на уроках физкультуры относится к категории тяжелых. Наиболее часто у школьников регистрируются переломы конечностей, растяжения и разрывы связок, ушибы различных участков тела, сотрясение мозга.


Основные причины травматизма на уроках физкультуры:

  1. нарушения дисциплины, требований техники безопасности и правил страховки;
  2. ошибки в оценке физического состояния школьников, особенно после заболеваний;
  3. неправильное определение группы физического воспитания учащегося;
  4. непосильные требования, предъявляемые преподавателем на уроке физкультуры;
  5. неудовлетворительное состояние мест занятий: небольшая площадь, загроможденность спортивного зала, неровный и скользкий пол, отсутствие средств страховки;
  6. поломка или физический износ спортивного оборудования и инвентаря;
  7. несоответствие оборудования и инвентаря физическим возможностям школьников: большая масса мячей, высокое пли очень низкое расположение колец, брусьев, перекладины;
  8. отсутствие или несоответствие спортивной одежды и обуви требованиям урока;
  9. техническая неподготовленность учащихся;
  10. небрежность, невнимательность, озорство школьников.


Для всех видов занятий на уроках физической культуры одной из основных причин травматизма является плохая подготовка организма школьников к нагрузке в основной части урока. В этом случае, особенно при низкой температуре воздуха, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок, сухожилий. Важным элементом профилактики травматизма при выполнении физических упражнений на уроках физкультуры, при проведении тренировок и в процессе соревнований является разминка.


Крайне опасно для здоровья школьников внезапное прекращение энергичных упражнений. При этом возможны головокружения и даже обмороки. Остывание следует проводить в течение 5-6 минут. Во время него нужно пройтись спокойным шагом, совершить легкую пробежку, выполнить махи руками. Остывание можно прекращать, когда пульс пришел в норму. Оздоровительная роль разминки и остывания заключается в снижении риска травмирования, профилактике возникновения или обострения сердечно-сосудистых заболеваний во время упражнений и сразу после них.


Существенное значение в предупреждении травматизма на уроках физкультуры имеет страховка. Она должна осуществляться при выполнении всех сложных упражнений.

Общие требования безопасности на уроках физкультуры

  1. Иметь допуск врача к занятиям.
  2. Входить в спортивные помещения, а также покидать их во время урока можно только с разрешения преподавателя.
  3. Спортивную одежду и обувь необходимо подбирать с учетом их назначения, предстоящих упражнений, времени года, метеорологических условий.
  4. Использовать спортивное оборудование и инвентарь следует только по их прямому назначению.
  5. Физические нагрузки нужно соизмерять с возможностями организма школьников.
  6. Не следует пытаться сделать то, что не по силам.
  7. Перед выполнением основных упражнений следует провести разминку.
  8. Выполнять упражнения, использовать оборудование и инвентарь можно только после разрешения преподавателя, при соблюдении всех мер безопасности.
  9. При возникновении травмоопасной ситуации, ухудшении самочувствия, травмировании учащихся следует незамедлительно сообщить преподавателю.
  10. Пострадавшему должна быть оказана первая медицинская помощь.