Ежегодно в выходные и праздничные дни, во время каникул многие школьники отправляются в пешеходные, велосипедные, лыжные, водные походы с целью освоения новых районов и маршрутов, повышения спортивного мастерства, отдыха и оздоровления, отработки практических навыков поведения, действий, выживания в условиях ЧС, испытания оборудования, проведения научных наблюдений, сбора коллекций.
В походах школьники изучают Родину, окружающую природную среду, вырабатывают необходимые моральные и физические качества, закаляют свой организм, учатся преодолевать трудности, использовать законы взаимовыручки и коллективизма.
Главными слагаемыми успеха и безопасности школьников в походе являются: тщательная подготовка к походу, предпоходная тренировка, выбор маршрута, наличие необходимого оборудования, снаряжения, продуктов питания, четкое руководство походом, соответствие физической подготовки участников требованиям маршрута, умение преодолевать трудности, находить выход из сложных и опасных ситуаций похода, умение оказывать помощь пострадавшим.
Классификация походов школьников
Продолжительность, сроки |
Задачи |
Способ передвижения |
Время, место проведения |
Количество участников |
---|---|---|---|---|
однодневный |
спортивные |
пеший |
зима, лето, |
индивидуальный |
многодневный |
оздоровительные |
лыжный |
весна, осень |
групповой |
|
учебные |
велосипедный |
равнина |
массовый |
|
испытательные |
конный |
леса, горы |
|
|
научные |
автомобильный |
степи |
|
|
проведение |
смешанный |
вода |
|
|
турслета |
|
|
|
Подготовка к походу является важным этапом обеспечения безопасности его участников. Она включает: определение целей похода, выбор маршрута и способов передвижения, составление графика похода, подбор и комплектование группы, распределение обязанностей среди участников похода, предпоходная подготовка и тренировка участников похода, экипировка участников похода: приобретение снаряжения, средств связи, продуктов питания, лекарственных препаратов для аптечки первой помощи, оформление документов, прохождение медицинской комиссии для допуска к походу.
Любой поход школьников должен иметь конкретные цели: спортивные, тренировочные, учебные, оздоровительные, познавательные, по отработке практических навыков выживания и действий в условиях ЧС, приобретение навыков оказания помощи пострадавшим в реальных условиях, испытание нового снаряжения и оборудования, проведение научных наблюдений и исследований.
Решение этой задачи осуществляется с учетом целей похода и состава участников группы. Предпочтение нужно отдавать хорошо известному маршруту: это будет способствовать выполнению поставленных задач, снизит до минимума вероятность попадания в экстремальные ситуации, обеспечит безопасность участников путешествия. Если группа выбирает и разрабатывает малоизвестный маршрут, необходимо тщательно изучить район похода, предусмотреть возможные опасности и разработать мероприятия по их недопущению и преодолению. Маршрут движения наносится на карту с указанием пунктов начала и окончания похода, общих сроков похода и прохождения отдельных контрольных пунктов, естественных преград, а также способов их преодоления. Подсчитывается общая протяженность маршрута.
После определения района похода и маршрута выбираются способы передвижения на отдельных этапах. Движение по маршруту чаще всего осуществляется пешком, иногда используются транспортные средства.