Одним из основных элементов жизнедеятельности человека на всем историческом пути развития является веревка. Она широко используется в хозяйстве, быту, строительстве, мореходстве, на охоте, рыбалке, в походе, сопровождает человека па протяжении его жизненного пути: колыбель, подвешенная на веревке, детские игры, домашнее хозяйство, путешествия. Веревка - часть истории человечества.
Первые веревки появились в эпоху неолита и уже широко использовались в каменном веке. Материалом для первых веревок служили эластичные волокна деревьев и кожаные полоски, нарезанные из шкур животных. Повышенная потребность человека в веревках совпадаете временем великих географических открытий, колонизацией новых земель, развитием парусного флота.
В жизни современного человека веревка не играет решающего значения, однако существует много случаев, когда она является единственным средством обеспечения безопасности: спасение утопающего, эвакуация из горящего здания, передвижение в горах, удержание груза, закрепление палатки, связывание преступника, подвешивание металлических предметов на безопасном расстоянии во время грозы в горах, остановка кровотечения, буксировка.
Веревочный такелаж
480 год до н.э. Персидская армия численностью 400 тысяч человек неожиданно для греков переправилась через пролив Геллеспонт (Дарданеллы) по специально сооруженному лодочному мосту. Для прочного соединения лодок и их закрепления были использованы толстые веревки диаметром около 10 сантиметров из папируса и льна, протянутые от берега к берегу. Такой неожиданный маневр армии персов обеспечил им успех во всей военной операции. Во время Первой Гималайской экспедиции советских альпинистов на Эверест (8868 метров) в мае 1982 года на его склонах было закреплено 4500 метров альпинистских веревок в виде страховочных перил.
В тех случаях, когда применение веревки связано с обеспечением безопасности людей, к ней предъявляются повышенные требования. В подобных ситуациях должны использоваться только специальные, альпинистские веревки диаметром 10-12 мм, без дефектов, прошедшие испытание. Отправляясь в путешествие или на рыбалку, особенно зимнюю, не забудьте взять с собой веревку.
Помните, что мокрая веревка теряет 10% своей прочности, на морозе в 30° она слабеет на 30%, узел уменьшает прочность веревки на 30% - 40%. Значительно снижается прочность гнилых, старых, пересохших от ветра или на солнце веревок.
Одним из любимых занятий школьников является отдых на качелях. Зачастую их конструкции состоят из веревок. При длительной эксплуатации в местах соединения веревок происходит снижение их прочности в результате постоянного трения и истирания. Это может привести к неожиданному обрыву, падению катающихся и травмам. Веревки также подвергаются естественному старению, теряют свою прочность, они могут быть повреждены случайно или умышленно.
Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо ежедневно осматривать качели, сильно не раскачиваться, не перегружать веревки, периодически проводить их испытание путем нагружения массой, превышающей средний вес школьника в три раза. С целью сохранения веревок от преждевременного истирания их концы нужно заделывать в металлические предохранители (коуши). В случае неожиданного обрыва веревки предотвратить падение и травму практически невозможно, поэтому необходимо не допускать подобной ситуации. Нельзя использовать для качелей связанные, гнилые, дефектные веревки.
Узлом называется способ соединения веревок, канатов, тросов, нитей, лент, лесок, место соединения веревок с каким-либо предметом.
В истории нет точной даты, когда человек завязал первый узел, но можно предположить, что это было очень и очень давно. Необходимость разработки и использования узлов возникла на заре человечества в процессе хозяйственной деятельности, охоты, рыбной ловли. В каменном веке человек использовал узлы при сооружении жилья. Древние египтяне использовали узлы при сооружении мостов и оснащении кораблей. Узлы хорошо были известны и широко применялись в Древней Греции и Риме как по прямому назначению, так и в системе счета, в медицине, в обрядах и поверьях.
Расцвет эпохи узлов приходится на время развития парусного флота, в России - это период царствования Петра I. Именно моряки являются основоположниками, разработчиками и первыми потребителями узлов. Этот факт подтверждается тем, что в основе всех современных узлов лежат морские узлы. Несмотря на то, что в настоящее время парусный флот не имеет широкого применения, роль узлов не изменилась, а в некоторых ситуациях: альпинизм, такелаж, спасательное дело - даже возросла.
Мировыми законодателями и признанными мастерами вязания узлов являются англичане. В "Морской грамматике", которую опубликовал англичанин Д. Смит в середине 15-го века, упоминались узлы: булинь, шкотовый, кноп.