Во время пешего передвижения школьников на пути следования зачастую встречаются естественные препятствия: реки, озера, болота, крутые склоны, горы, пески, густые заросли. Их преодоление всегда связано с дополнительными трудностями, повышенной опасностью, использованием подручных или специальных средств.
Самым распространенным препятствием в походе является вода: река, озеро, водохранилище. Для преодоления водных преград могут использоваться стационарные и временные переправы: мост, кладь, бревно, камни, перекат, навесная система и плавсредства - лодка, плот. Нередко водные преграды преодолеваются вброд, вплавь, по льду. Иногда водную преграду преодолеть чрезвычайно сложно или вообще невозможно по следующим причинам: большая ширина и глубина, стремительное течение, неровности дна, препятствия в воде, неумение плавать, отсутствие плавсредств. При планировании и организации переправ степень риска и травмирование школьников должны быть сведены до минимума.
Для организации переправы через реки необходимо изучить характер водотока, выбрать наиболее узкое место с пологими берегами, небольшой глубиной, ровным дном и спокойным течением. Гладкая и спокойная водная поверхность свидетельствует об отсутствии в воде неровностей дна, камней, других предметов. Буруны, пенные и хаотичные волны, водовороты, шум свидетельствуют о наличии в воде неровностей дна, камней, других предметов.
Скорость течения в этих местах резко возрастает, водный поток носит струйный характер. Место переправы должно быть расположено ниже по течению на расстоянии 8-10 метров от опасного участка. Если переправу организовать выше по течению, то в случае падения человека в воду он может быть подхвачен бурным потоком и направлен на камни.
Канатная переправа
Водную преграду можно преодолеть по камням. При этом нужно использовать надежно лежащие большие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Наступать на камень нужно осторожно, постоянно сохраняя равновесие тела.
Водную преграду можно преодолеть вплавь. При этом главным условием безопасности является умение плавать любым способом: брасс, кроль, на спине, на боку, а также умение передвигаться в воде с поднятой над головой рукой, в которой находятся вещи, толкать перед собой плотик, бревно или сверток с одеждой, плавать в одежде. Удобным и безопасным местом для преодоления водной преграды вплавь является глубокий участок без водоворотов, стремнин, торчащих из воды камней, деревьев, металлоконструкций. Плыть нужно под углом к течению, учитывая естественный снос вниз по реке. Не следует преодолевать силу водного потока по кратчайшему пути - это приведет к значительной потере времени и сил.
Важный показатель безопасности при переправе вплавь - скорость течения. При скорости до 0,5 м/с оно считается слабым, при скорости 0,6-1,0 м/с - средним, 1,0 - 2,0 м/с - быстрым, более 2,0 м/с - очень быстрым. Для определения скорости течения следует измерить расстояние между двумя предметами, расположенными на берегу: камни, деревья, вбитые колья. Затем бросить в воду плавающий предмет и засечь время, за которое он проплывет отмеченное расстояние. Делением расстояния (м) на время (с) определяется скорость течения реки. Она оказывает влияние на величину сноса плывущего человека.
Например, при ширине реки 50 метров, скорости течения 1,0 м/с и скорости плавания 0,5 м/с величина сноса (х) определяется по формуле: Х= 1,0:0,5x50=100 метрам. Знание величины сноса имеет важное значение сточки зрения техники безопасности, поскольку позволяет довольно точно определить место выхода из воды на противоположный берег. Вплавь без подручных средств можно преодолевать реки шириной до 50 метров при скорости течения 1,0 м/с. В быстротекущий водный поток нужно входить спиной вперед, ложиться на воду и плыть. Нельзя резко входить или прыгать в воду.
Особую опасность представляют водовороты, места соединения нескольких водных потоков (течений), волны. Если турист попал в водоворот, то он должен сделать глубокий вдох, нырнуть и под водой отплыть в сторону. На поверхности воды сделать это значительно труднее из-за большой скорости течения.
При переправе вплавь могут быть использованы предметы, увеличивающие плавучесть: бревно, доска, деревянный щит, канистра, связки камыша, тростника, веток.
Водную преграду глубиной не более 1 метра при скорости течения менее 3 м/с можно преодолеть вброд. При этом температура воздуха должна быть не ниже 12°С, а дно - невязким и ровным. Переходить водный поток нужно под углом 45° вверх по течению. Преграды, находящиеся в воде, нужно обходить чуть ниже по течению. В этих местах ударная сила водного потока ослабевает, образуется относительно безопасное место, где можно отдохнуть. По мелкой воде передвигаться следует осторожно, наступая на надежно лежащие камни и твердое дно. При наличии веревки необходимо организовать страховку, привязав ее к спине идущего. Можно навесить перила, закрепив веревку к деревьям, кустам, камням на уровне груди стоящего в воде человека.
Неширокую водную преграду можно преодолеть по бревну, лежащему или специально установленному поверх водной преграды. Находясь на бревне, нельзя его раскачивать, прыгать, собираться группой. Идти нужно уверенно, смело. При наличии перил постоянно держаться за них. Особую осторожность следует соблюдать в том случае, когда бревно покрыто снегом, льдом, водой, плохо закреплено или качается.
В случае группового преодоления водной преграды вброд используются следующие способы: вдвоем, втроем, вчетвером и более человек. В этой ситуации важным является правильная расстановка участников: наиболее опытные и сильные должны располагаться по краям шеренги, первыми входить в воду и выходить из нее, постоянно помогать всем участникам переправы.
Способы переправы вброд