В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: утопление при судорогах


При судорогах мышц передней поверхности бедра ноги нужно максимально согнуть в коленях и подтянуть (прижать) их руками к задней поверхности бедра. Судороги мышц живота устраняют путем подтягивания согнутых в коленях ног к животу. Судороги мышц рук устраняют путем сжимания и разжимания кулаков, сгибания и разгибания рук в локтевом суставе. Устранив судороги, нужно плыть к берегу, поскольку они могут охватить мышцы снова. Если судороги охватили ноги и их не удалось ликвидировать, нужно лечь на спину и плыть к берегу, работая руками. Если поражены руки, то работать нужно ногами. Главное в этой непростой ситуации заключается в мобилизации всех сил на выход из создавшегося чрезвычайного положения, подавление страха и паники.

Судороги при утоплении

Судороги при утоплении


Причиной утопления могут стать водовороты. Они образуются в местах сильного течения рек, на изгибах, за крупными камнями, над неровностями дна, в момент затопления судна. Вращательное движение воды в водовороте бывает настолько сильным, что выбраться из него довольно трудно. Водоворот затягивает человека подводу, вращает его, нарушает координацию движений, вызывает головокружение. При попадании в водоворот необходимо Принять горизонтальное положение тела и попытаться выплыть в безопасное место. Если водоворот затянул, то необходимо глубоко вдохнуть, нырнуть и под водой отплыть как можно дальше в сторону. На поверхности воды сделать это значительнее труднее.


Для ориентации под водой в направлении "верх-низ" надо выпустить несколько пузырьков воздуха, которые всегда поднимаются вверх.


Опасность для человека в воде представляют водоросли. Они могут обвить петлями ноги, руки, туловище, сковать движения и явиться причиной утопления. Особенно опасны водоросли для ныряльщиков. При попадании в заросшее водорослями место нужно принять горизонтальное положение тела, не делать резких движений, осторожно покинуть опасное место. Если водоросли зацепили тело, следует осторожно ослабить петли растений руками, при этом движения должны быть спокойными, неторопливыми, уверенными. После освобождения ПЛЫТЬ нужно в ту сторону, откуда приплыли.


Одной из причин утопления являются высокие волны. При их наличии лучше держаться подальше отводы. Плавание в этих условиях связано с повышенным риском, постоянным обрушиванием на человека вершин волн, что приводит к потере сил, нарушению ритма дыхания, попаданию воды в дыхательные пути, необходимости частого погружения под воду с целью исключения ударов волн. Опасность представляют собой волны, идущие от берега, они могут унести человека далеко в воду. Оказавшись в подобных условиях, необходимо как можно быстрее добраться до берега.


Школьник может утонуть при потере сознания в результате уменьшения снабжения головного мозга кислородом при задержке дыхания во время ныряния. Положение усугубляется тем, что критическое состояние наступает неожиданно, пострадавший теряет сознание под водой, он не может самостоятельно противодействовать случившемуся или позвать на помощь.


В качестве профилактических мероприятий по снижению случаев утопления может быть использована разъяснительная работа с купающимися и ныряльщиками, установление наблюдения за людьми, находящимися вводе, оказание оперативной помощи в случае возникновения ЧС


Тонущий человек должен все силы направить на максимально возможное удержание на поверхности воды, самостоятельное достижение берега, обеспечение безопасности на берегу.


Одним из основных профилактических мероприятий по предупреждению утоплений является обучение плаванию. Научиться плавать и уверенно держаться на воде можно довольно быстро. Умение плавать, держаться на воде - одно из условий сохранения жизни при наводнении и других ЧС на воде.


Для эффективной помощи пострадавшим в воде необходимо знать основные приемы спасения, иметь в наличии средства оказания помощи, уметь ими пользоваться.

Основными средствами и методами спасения на воде являются:

  1. предметы, увеличивающие плавучесть человека: спасательный круг, конец Александрова, шары, доски;
  2. плавсредства: лодка, плот, надувной матрац;
  3. приближение к утопающему по берегу, приближение к нему вплавь, извлечение из воды.

Если пострадавший находится недалеко от берега и способен к самостоятельным активным действиям, то ему необходимо бросить одно из описанных ниже специальных спасательных средств.


Спасательный круг нужно взять одной рукой, второй рукой взяться за леер (веревку), сделать 2-3 круговых движения вытянутой рукой на уровне плеча и бросить круг плашмя в сторону утопающего. Бросок должен быть сделан так, чтобы круг упал на расстоянии 0,5-1,5 м от человека. Бросать круг прямо на него нельзя - это может привести к травме. При бросании круга с лодки делать это нужно со стороны кормы или носа. Пострадавший может держаться за круг, леер или надеть круг на пояс.


Конец Александрова нужно взять за большую петлю и сделать 2-3 витка веревки, малую петлю и оставшуюся веревку следует удерживать в другой руке. Сделав несколько замахов рукой с большой петлей, бросают конец Александрова пострадавшему; тот в свою очередь должен надеть петлю через голову под руки или держаться за поплавки. После этого пострадавшего подтягивают к берегу.


Спасательные шары можно взять одной рукой, а другой рукой взять трос, соединяющий их. После выполнения 2-3 замахов бросить шары пострадавшему.

Способы подачи спасательного круга

Способы подачи спасательного круга