Дополнительную опасность представляет проламывание льда для человека, который несет тяжелый груз: рюкзак, мешок. Переносимый груз увеличивает нагрузку на лед, способствует падению, препятствует быстрому принятию вертикального положения тела, мешает выбраться из воды на лед. Перед выходом на лед нужно ослабить лямки рюкзака и быть готовым к его быстрому сбрасыванию в случае внезапного проламывания льда. При движении но неразведанному льду на лыжах необходимо расстегнуть крепление лыж, освободить руки от петель (темляков) лыжных палок. Это позволит быстро избавиться от палок и лыж в случае неожиданного проламывания льда.
Схема ледового кармана
С целью обеспечения безопасности движения по льду необходимо исключить случаи возникновения сосредоточенной нагрузки. Это достигается путем соблюдения безопасного расстояния между людьми или техникой. Длительная остановка техники на льду крайне опасна. Наибольшую опасность переправы представляют в период длительной оттепели, а также весной. Безопасность в эти периоды осуществляется путем ведения постоянного контроля за состоянием ледовых переправ и запрещения их использования в случае возникновения опасности.
Несчастье произошло зимой 2001 года на Волге. Группа охотников передвигалась на автомобиле УАЗ по льду. Неожиданно лед проломился. Автомобиль с людьми ушел под воду. Спасти не удалось никого.
17 марта 2001 года в Ленинградской области при переправе через Новоладожский канал у населенного пункта Лаврово под лед ушли одновременно 5 автомобилей с рыбаками. Шесть человек погибло.
В результате намерзания льда или примерзания дрейфующих льдов к берегу водоема образуется неподвижный ледяной покров, который называется береговой припой. Он может удаляться от берега на десятки, а порой и сотни километров. Этот лед опасен ввиду возможного отрыва и снесения в море больших льдин, на которых могут находиться люди: рыболовы, отдыхающие, туристы и техника.
На дне водоемов, на погруженных в воду предметах образуется донный лед. Опасность образования донного льда связана с его скоплением и забиванием проходов воды в гидротехнических сооружениях, каналах, устьях рек. Это приводит к подтоплению участков суши, нарушению водного режима, осложнению жизни водных обитателей. Большую, а порой смертельную опасность для обитателей небольших и закрытых водоемов представляет сплошной ледяной покров, который нарушает газообмен воды и атмосферного воздуха. Это приводит к сокращению содержания кислорода в воде, массовой гибели водных животных и растений. Описанное явление называется замором. В подобных чрезвычайных ситуациях необходимо устраивать во льду проруби и постоянно убирать с поверхности воды образующийся лед.
Перед образованием сплошного ледяного покрова или в процессе весеннего таяния у берегов рек, озер, водохранилищ появляется полоса льда. Этот лед называется заберигами и отличается непрочностью.
Во время весеннего ледохода, а также перед ледоставом лед может закупорить русло реки, образовав зажор. Это приводит к подъему уровня воды в реке и наводнению. Для ликвидации зажоров используется ледокольная техника или проводятся пиротехнические мероприятия.
Многокилометровый зажор на реке Лене стал причиной небывалого наводнения в 2001 году. Вода практически полностью уничтожила город Ленск. Зажор на реке Кубань в сочетании с торосами в ее русле стал причиной зимнего наводнения в Краснодарском крае в 2002 году.
Во время весеннего ледохода в местах сужения рек, на плесах и крутых изгибах русла реки скапливается большое количество льда, который образует ледяной затор. Его последствия и меры по ликвидации такие же, как и при зажоре.
Чрезвычайную опасность представляет отрыв прибрежного льда с людьми и техникой во время подледной рыбалки, отдыха, похода. Льдину может унести далеко от берега, зачастую она разламывается на отдельные куски, люди подвергаются воздействию холода и ветра, нередки случаи попадания в воду. Наибольшая опасность в подобной ситуации связана с длительным пребыванием людей на холоде, их переохлаждением, попаданием в воду. В данной ситуации важное значение имеет правильное поведение людей на льдине. Все усилия пострадавших должны быть направлены на профилактику переохлаждения организма, предотвращение паники и действий, способствующих переворачиванию или раскалыванию льдины.
Помощь пострадавшим, оказавшимся на льдине, оказывают специальные спасательные формирования, экипажи морских судов, вертолетчики.
Для облегчения поиска пострадавших на льдине необходимо организовать подачу сигналов: разжечь костер, использовать зеркало или другие предметы, отражающие солнечный свет, для подачи сигналов.
27 февраля 2000 года. В Финском заливе оторвало льдину площадью в несколько квадратных километров и унесло в море. На льдине оказалось около 1000 человек, много детей, техники. Льдина раскололась на несколько частей. Спасательные работы продолжались двое суток с применением вертолетов МЧС России. Многие рыболовы в 20-градусный мороз обморозились во время холодной ночевки на льдине. У сотен людей отмечено психическое расстройство. Погибло 8 человек.