В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: взрывы пиротехнических устройств


Очень часто самодельные взрывные устройства пытаются изготовить школьники: хлопушки, петарды, взрывпакеты, самопалы, бомбочки, мины. Опасность подобного занятия заключается в том, что для изготовления пиротехнических «игрушек» у ребят нет опыта и знаний. Они используют случайные взрывоопасные вещества. Как правило, такие эксперименты заканчиваются незапланированными взрывами, серьезными травмами, гибелью детей.


Особая активность школьников в части изготовления, приобретения, использования пиротехнических средств отмечается накануне праздников, особенно Нового года. Практически каждый россиянин участвует в грандиозной канонаде, которая стоит над страной в новогоднюю ночь. В результате взрывов повреждаются глаза, мягкие ткани, кости, происходит отрыв конечностей, термические ожоги, возникают пожары. Осколки взрывного устройства могут глубоко проникнуть в ткани, полостные органы, нанести смертельную травму.


Нередко в руках школьников оказываются боевые фанаты, снаряды, мины времен Второй мировой войны или более позднего изготовления. Эти опасные предметы могут быть найдены в местах проведения боев, приобретены у подпольных торговцев оружием. Опасность контакта с этими взрывоопасными предметами заключается в возможности их неожиданного взрыва, травмирования, гибели людей.

ПОМНИТЕ!

Любой взрывоопасный предмет может взорваться в результате неправильного обращения и хранения, нанесения механического удара, термического воздействия. Никогда не подходите и не берите в руки боевые гранаты, снаряды, мины. Об их обнаружении сообщите родителям, учителям, спасателям или в милицию.


Не пытайтесь самостоятельно обезвредить (разминировать) взрывное устройство. Это должны делать специалисты - саперы.


Не изготавливайте самодельные взрывные устройства. Не храните в доме, квартире, подсобном помещении компоненты для них.


Не носите в карманах взрывоопасные изделия или компоненты для их изготовления. Они могут взорваться от механического или теплового воздействия.


Любое взрывоопасное устройство может стать причиной большой беды.


С целью недопущения возникновения подобных ЧС взрослым необходимо:

  1. исключить случаи попадания боевых взрывоопасных зарядов в руки школьников;
  2. провести беседу с детьми об опасностях, которые таят в себе взрывоопасные заряды;
  3. при обнаружении взрывоопасных предметов у школьников незамедлительно заберите их, осторожно отнесите и положите в безопасное место, организуйте охрану, сообщите в милицию;
  4. в случае обнаружения боевых взрывоопасных зарядов или получения информации о них нужно незамедлительно сообщить об этом в милицию или спасателям;
  5. организовать охрану и дежурство в зоне нахождения опасного объекта до прибытия специалистов;
  6. запрещать мероприятия по поиску и использованию взрывоопасных веществ времен Второй мировой войны.


Действия школьников при обнаружении ВВ:

  1. не трогать, не переносить, не распаковывать, не бросать подозрительные предметы;
  2. не располагаться вблизи опасного предмета, отойти на расстояние не менее 100 м;
  3. сообщить о подозрительном предмете учителям, в милицию, спасателям, пожарным;
  4. дождаться прибытия специалистов, указать им место и время обнаружения подозрительного предмета.


Человек во время взрыва может быть травмирован непосредственно энергией взрыва, разлетающимися предметами, огнем. При этом основными травмами являются: контузии, взрывные поражения, сотрясение мозга, кровопотери, отрывы и множественные ранения тканей конечностей, нарушение функционального состояния внутренних органов, раневые инфекционные осложнения, высокий уровень инвалидизации, глубокие ожоги кожных покровов, закрытые травмы и ранения, сдавливание различных участков тела, баротравма легких и ушей, термо-химические повреждения дыхательных путей, отравление угарным газом, общее перегревание организма, потеря зрения, психические расстройства, стресс.


Локализация переломов при взрывах: нижние конечности - 63,6%, верхние конечности -20,1%, позвоночник, ребра - 13,5%, кости таза - 2,8%.

Правила поведения

Быстротечность процесса не позволяет предпринять какие-либо реальные действия по спасению, защите здоровья и жизни человека в момент взрыва. Поэтому основное внимание должно уделяться профилактике взрывов, оказанию помощи пострадавшим, ликвидации последствий взрывов, предотвращению распространения пожаров и возникновения паники.


Если у вас есть немного времени до взрыва, постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести других людей, спрятаться в укрытии, принять безопасную позу - лечь на землю. В позе лежа площадь воздействия поражающих факторов взрыва нa тело человека в 6 раз меньше по сравнению с позой стоя при равном удалении от места взрыва.


При угрозе возникновения взрыва отойдите от окна, телевизора, зеркала, светильника, дверного проема. На улице постарайтесь не располагаться рядом с высотными зданиями, стеклянными витринами, опорами и линиями электропередачи. При угрозе взрыва быстро покиньте переход пни транспортное средство. После взрыва наблюдайте за летящими в воздухе предметами и укрывайтесь от них. Защитите лицо и голову руками.

Зоны при взрыве

Зоны при взрыве


После взрыва необходимо:

  1. быстро оценить свое состояние здоровья, наличие травм, местонахождение;
  2. при отсутствии травм нужно оказать помощь другим людям, вывести их из опасной зоны, в меру своих возможностей принять участие в ликвидации последствий взрыва: тушение пожара, эвакуация пострадавших, спасение материальных ценностей;
  3. передвигайтесь в зоне взрыва предельно осторожно, не наступайте на неустойчивые предметы, конструкции, оголенные провода, острые предметы;
  4. в случае травмирования окажите себе помощь, остановите кровотечение, постарайтесь покинуть зону взрыва, защитите органы дыхания от попадания в них дыма с помощью ткани: фрагмент одежды, носовой платок, кусок простыни, полотенце;
  5. если у вас зажата конечность или часть тела, вы не можете двигаться, постарайтесь принять удобную безопасную позу; не предпринимайте резких движений, по возможности массируйте придавленные части тела; зовите на помощь голосом, свистом, стуком;
  6. при ухудшении самочувствия лягте на бок;
  7. при попадании в завал выполняйте рекомендации, подробно изложенные в разделе «Землетрясения»;
  8. в случае поражения глаз закройте их ладонью, не пытайтесь самостоятельно извлечь из них посторонние предметы, оставайтесь на месте, займите удобную позу, ждите помощь;
  9. не предпринимайте активных самостоятельных действий, которые могут ухудшить ваше здоровье и осложнить ситуацию, сохраняйте тепло и силы, не делайте лишних движений;
  10. не паникуйте, паника - плохой помощник в ЧС.


Крупнейшие взрывы 20-го века

Год

Место

ЧС

Погибло

Пострадало

1933

Ношкирхем (Германия)

Взрыв газа на металлургическом заводе

63

Сотни человек

1935

Ланчоу (Китай)

Взрыв военного арсенала

2000


1942

Тессеидерлео (Бельгия)

Взрыв на предприятии по производству нитрита аммония

200

1000

1943

Людвигсхафен (Германия;

Взрыв 16 тонн бутадиена на химзаводе

57

434

1944

Бомбей (Индия)

Взрыв судна со взрывчаткой

1635


1944

Кливленд (США)

Взрыв 4,5 тысячи тонн сжиженного природного газа

136

350

1947

Техас-Сити (США)

Взрыв 1,7 тонны нитроаммония на судне

752

500

1948

Людвигсхафен (Германия)

Взрыв на анилиновом комбинате

561

3800

1956

Кали (Колумбия)

Взрыв автоколлоны со взрывчаткой

1200


1971

Минск (СССР)

Взрыв на заводе радиофутляров

100

200

1978

Сан-Карлос-де-ла-Галита (Испания)

Взрыв грузовика с сжиженным пропиленом

216

200

1982

Афганистан

Взрыв цистерны в туннеле Соланг

1100


1984

Мехико (Мексика)

Взрыв а хранилище сжиженного газа

540

7230

1988

Арзамас (СССР)

Взрыв вагона со взрывчаткой

91

Свыше 500

2000

Северный флот (Россия)

Взрыв на АПЛ "Курск"

118