Очень часто самодельные взрывные устройства пытаются изготовить школьники: хлопушки, петарды, взрывпакеты, самопалы, бомбочки, мины. Опасность подобного занятия заключается в том, что для изготовления пиротехнических «игрушек» у ребят нет опыта и знаний. Они используют случайные взрывоопасные вещества. Как правило, такие эксперименты заканчиваются незапланированными взрывами, серьезными травмами, гибелью детей.
Особая активность школьников в части изготовления, приобретения, использования пиротехнических средств отмечается накануне праздников, особенно Нового года. Практически каждый россиянин участвует в грандиозной канонаде, которая стоит над страной в новогоднюю ночь. В результате взрывов повреждаются глаза, мягкие ткани, кости, происходит отрыв конечностей, термические ожоги, возникают пожары. Осколки взрывного устройства могут глубоко проникнуть в ткани, полостные органы, нанести смертельную травму.
Нередко в руках школьников оказываются боевые фанаты, снаряды, мины времен Второй мировой войны или более позднего изготовления. Эти опасные предметы могут быть найдены в местах проведения боев, приобретены у подпольных торговцев оружием. Опасность контакта с этими взрывоопасными предметами заключается в возможности их неожиданного взрыва, травмирования, гибели людей.
Любой взрывоопасный предмет может взорваться в результате неправильного обращения и хранения, нанесения механического удара, термического воздействия. Никогда не подходите и не берите в руки боевые гранаты, снаряды, мины. Об их обнаружении сообщите родителям, учителям, спасателям или в милицию.
Не пытайтесь самостоятельно обезвредить (разминировать) взрывное устройство. Это должны делать специалисты - саперы.
Не изготавливайте самодельные взрывные устройства. Не храните в доме, квартире, подсобном помещении компоненты для них.
Не носите в карманах взрывоопасные изделия или компоненты для их изготовления. Они могут взорваться от механического или теплового воздействия.
Любое взрывоопасное устройство может стать причиной большой беды.
С целью недопущения возникновения подобных ЧС взрослым необходимо:
Действия школьников при обнаружении ВВ:
Человек во время взрыва может быть травмирован непосредственно энергией взрыва, разлетающимися предметами, огнем. При этом основными травмами являются: контузии, взрывные поражения, сотрясение мозга, кровопотери, отрывы и множественные ранения тканей конечностей, нарушение функционального состояния внутренних органов, раневые инфекционные осложнения, высокий уровень инвалидизации, глубокие ожоги кожных покровов, закрытые травмы и ранения, сдавливание различных участков тела, баротравма легких и ушей, термо-химические повреждения дыхательных путей, отравление угарным газом, общее перегревание организма, потеря зрения, психические расстройства, стресс.
Локализация переломов при взрывах: нижние конечности - 63,6%, верхние конечности -20,1%, позвоночник, ребра - 13,5%, кости таза - 2,8%.
Быстротечность процесса не позволяет предпринять какие-либо реальные действия по спасению, защите здоровья и жизни человека в момент взрыва. Поэтому основное внимание должно уделяться профилактике взрывов, оказанию помощи пострадавшим, ликвидации последствий взрывов, предотвращению распространения пожаров и возникновения паники.
Если у вас есть немного времени до взрыва, постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести других людей, спрятаться в укрытии, принять безопасную позу - лечь на землю. В позе лежа площадь воздействия поражающих факторов взрыва нa тело человека в 6 раз меньше по сравнению с позой стоя при равном удалении от места взрыва.
При угрозе возникновения взрыва отойдите от окна, телевизора, зеркала, светильника, дверного проема. На улице постарайтесь не располагаться рядом с высотными зданиями, стеклянными витринами, опорами и линиями электропередачи. При угрозе взрыва быстро покиньте переход пни транспортное средство. После взрыва наблюдайте за летящими в воздухе предметами и укрывайтесь от них. Защитите лицо и голову руками.
Зоны при взрыве
После взрыва необходимо:
Крупнейшие взрывы 20-го века
Год |
Место |
ЧС |
Погибло |
Пострадало |
---|---|---|---|---|
1933 |
Ношкирхем (Германия) |
Взрыв газа на металлургическом заводе |
63 |
Сотни человек |
1935 |
Ланчоу (Китай) |
Взрыв военного арсенала |
2000 |
|
1942 |
Тессеидерлео (Бельгия) |
Взрыв на предприятии по производству нитрита аммония |
200 |
1000 |
1943 |
Людвигсхафен (Германия; |
Взрыв 16 тонн бутадиена на химзаводе |
57 |
434 |
1944 |
Бомбей (Индия) |
Взрыв судна со взрывчаткой |
1635 |
|
1944 |
Кливленд (США) |
Взрыв 4,5 тысячи тонн сжиженного природного газа |
136 |
350 |
1947 |
Техас-Сити (США) |
Взрыв 1,7 тонны нитроаммония на судне |
752 |
500 |
1948 |
Людвигсхафен (Германия) |
Взрыв на анилиновом комбинате |
561 |
3800 |
1956 |
Кали (Колумбия) |
Взрыв автоколлоны со взрывчаткой |
1200 |
|
1971 |
Минск (СССР) |
Взрыв на заводе радиофутляров |
100 |
200 |
1978 |
Сан-Карлос-де-ла-Галита (Испания) |
Взрыв грузовика с сжиженным пропиленом |
216 |
200 |
1982 |
Афганистан |
Взрыв цистерны в туннеле Соланг |
1100 |
|
1984 |
Мехико (Мексика) |
Взрыв а хранилище сжиженного газа |
540 |
7230 |
1988 |
Арзамас (СССР) |
Взрыв вагона со взрывчаткой |
91 |
Свыше 500 |
2000 |
Северный флот (Россия) |
Взрыв на АПЛ "Курск" |
118 |
|