Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, работники ГИБДД, дорожные рабочие, а также транспортные средства. Их взаимодействие на дорогах регламентировано Законом РФ "О безопасности дорожного движения", который был принят в декабре 1995 года. Закон устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения, он предусматривает обязательное обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
Безопасность на дорогах всегда находилась в центре внимания государства. Первые российские указы, посвященные безопасности движения на дорогах, были приняты в 1683, 1732, 1742, 1784 годах. Они регламентировали правила дорожного движения для извозчиков. Постановлением министра путей сообщения России от 11 сентября 1896 года были определены правила поведения на дорогах пешеходов, владельцев конных экипажей, водителей «механических экипажей» - так назывались первые автомобили.
5 февраля 1744 года императрица Елизавета издала Указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков. Им также предписывалось «не ездить слишком шибко». На заре развития автомобильного транспорта безопасность дорожного движения осуществлял человек, который шел впереди автомобиля с красным флагом и предупреждал прохожих об опасности.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.
Чаще всего школьники выступают в роли пешеходов. Чтобы до минимума сократить число ДТП и травматизм среди пешеходов-школьников, необходимо выполнять следующие правила безопасности поведения на дорогах.
Ожидать маршрутное транспортное средство или такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. Невыполнение перечисленных выше требований может стать причиной ДТП.
Каждое седьмое ДТП в России происходит с участием детей школьного возраста. Каждый десятый пострадавший в ДТП - это ребенок в возрасте до 16 лет. Около 60% травм - это результат удара человека о дорожное полотно.
Среди школьников считается нормой перебегать улицу в запрещенном месте и на запрещающий сигнал светофора; если нет поблизости машин, играть на проезжей части дороги; неожиданно появляться в непосредственной близости от машин. У многих детей отсутствует стереотип безопасного поведения на дорогах. Школа является основным звеном, где подростки получают знания и навыки безопасного поведения на дороге и в автотранспорте. Приобрести необходимые навыки поведения можно в специализированных детских автогородках, на лекциях и практических занятиях, которые организуют и проводят работники ГИБДД по месту жительства или учебы, изучая Правила дорожного движения, инструкции.
Заслуженным авторитетом и популярностью пользуются отряды юных инспекторов дорожного движения. В настоящее время в России таких организаций более 12 тысяч. Они охватывают более 200 тысяч школьников в возрасте 12 - 16 лет. Юношеские автоклубы - одна из форм обучения школьников. Их основное направление работы связано с пропагандой безопасности дорожного движения и профилактикой детского дорожного травматизма.
Ежегодно на дорогах России происходит примерно 22 тысячи ДТП с участием детей, в которых гибнут и получают ранения более 24 тысяч детей и подростков в возрасте до 16 лет. В более чем 60% случаев пострадавшие дети были пешеходами, в почти 30% случаев - пассажирами, в ряде случаев пострадавшие школьники выступали в качестве водителей транспортных средств.
Детский дорожный травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Около 60% ДТП с участием детей происходит с мая по октябрь. С пятницы по воскресенье совершается более 30% ДТП с детьми. Число пострадавших школьников возрастает в утренние часы, когда они опаздывают на занятия и торопятся в школу. Такая же закономерность наблюдается и после окончания занятий в школе. Более половины всех пострадавших в ДТП имели возраст 7 -14 лет. Каждый седьмой пострадавший в автомобильной аварии школьник выбегал на проезжую часть дороги впереди стоящей машины, чаще всего автобуса.
За период с 1968 по 1998 год в городе Санкт-Петербурге в ДТП погибло 748 и ранено 14368 школьников.
ДТП с участием детей