Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Сегодня это самый скоростной, довольно популярный вид транспорта, который обеспечивает около 15% пассажирооборота России. Самолеты, вертолеты, другие летательные аппараты перевозят ежегодно миллионы пассажиров, огромное количество грузов, выполняют специальные задания. По оценкам специалистов, количество авиапассажиров в ближайшие 20 лет утроится.
Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят.
Первый в мире самолет с двигателем внутреннего сгорания поднялся в воздух 17 декабря 1903 года в Америке. «Флайер-1» пилотировал О. Райт. Машина набрала высоту 3,5 метра и продержалась в воздухе 12 секунд, ее создателями были братья Райт. В этот жe день У. Райт пролетел на самолете 260 метров за 59 секунд.
Первая авиакатастрофа, в которой погибли лейтенант Т. Сельфрид и пассажир О. Райт, произошла 17 сентября 1908 года во время демонстрационного полета на самолете «Райт-1».
28 августа 1988 года во время демонстрационного полета на базе НАТО в Рамштайне (ФРГ) столкнулись в воздухе три самолета. Один из них рухнул на землю. На месте падения образовался огненный шар, который покатился по земле, травмируя и убивая людей. Погибло 70 человек, сотни получили ранения.
Самая крупная в истории авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года. На взлетно-посадочной полосе острова Тенерифе столкнулись два самолета «Боинг-747» с пассажирами. Погибло 583 человека.
3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне во Франции упал сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Погибло 6 членов экипажа и 8 жителей пригорода французской столицы Гусенвилль.
25 июля 2000 года недалеко от места трагедии Ту-144 взорвался при взлете сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Погибло 113 человек.
27 июля 2002 года во время демонстрационного полета на авиасалоне во Львове (Украина) разбился истребитель СУ-27. Машина рухнула на зрителей. В катастрофе пострадало 543 человека, погибло 72, в том числе 28 детей.
2 июля 2002 года. Германия. В воздухе произошло столкновение российского пассажирского лайнера Ту-154 и немецкого грузового самолета «Боинг-757». Ту-154 выполнял чартерный рейс по доставке школьников из Уфы в Барселону. Все находившиеся на двух бортах люди погибли. Из 71 погибшего было 52 ребенка.
Самая крупная авиакатастрофа 2003 года произошла 19 февраля на юго-востоке Ирана, погибло 275 человек.
ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.
Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.
Число жертв авиакатастроф находится в прямой зависимости от степени разрушения воздушного судна, теплового поражения, удушья при пожаре и декомпрессии, от травмирования людей, покидающих борт через высоко расположенные люки, от слаженности действий экипажа, спасателей, пассажиров. Отсутствие паники, оправданные и целенаправленные действия всех участников ЧС - это залог успеха.
Безопасность в авиации обеспечивается проведением комплекса мероприятий, в том числе:
ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, крейсерский полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.
Безопасной позой в самолете является следующая: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Эту позу нужно быстро принять в случае возникновения аварийной ситуации. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро, четко, умело.
В случае возникновения ЧС экипаж и бортпроводники должны успокоить пассажиров и принять все меры по снижению отрицательных последствий до минимума. Выполнение всеми пассажирами их требований обязательно.
Чтобы уменьшить степень риска возникновения ЧС на авиатранспорте, пассажирам необходимо выполнять установленные требования безопасности.
Безопасная поза