В начало разделаБезопасность жизнедеятельности детей → Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: безопасность в авиационном транспорте


После посадки в самолет необходимо занять свое место, пристегнуться ремнем безопасности, приготовиться к полету. Прослушать правила поведения в салоне, неукоснительно их выполнять. Особое внимание следует уделить изучению инструкций по порядку приведения в действие аварийных спасательных средств. Проверьте, чтобы на полке над головой не было тяжелых вещей: кейса, чемодана, картины. Они могут упасть и нанести травму.


В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться как можно быстрее и организованнее через все основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.


Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Изнутри замки открывают члены экипажа или пассажиры, снаружи - спасатели. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.


Согласно международным требованиям, все пассажиры должны эвакуироваться через основные и запасные двери, расположенные на одной стороне фюзеляжа, за 90 секунд.


Для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа с воздушных транспортных средств должны быть использованы все имеющиеся средства: передвижные трапы, пожарные, приставные и веревочные лестницы, крупные автомобили, веревочные системы, канаты, матерчатые желоба, надувные трапы, воздушные спасательные подушки. Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели, они обеспечивают страховку пассажиров. Во время эвакуации необходимо соблюдать следующую очередность: дети, женщины, старики, травмированные, больные, остальные пассажиры. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров от терпящего бедствие воздушного судна.


Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета. Все пассажиры должны внимательно изучить и запомнить правила использования спасательных средств, приемы их эксплуатации, правила эвакуации. Они могут оказаться полезными в чрезвычайной ситуации.

Пути эвакуации из самолета

Пути эвакуации из самолета


Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.


Пожар на борту авиасредств относится к числу наиболее распространенных и чрезвычайно опасных ситуаций. Возможность его возникновения обусловлена наличием на борту большого количества авиационного топлива и других горючих жидкостей, применением для декоративной отделки пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, наличием собственных источников электроснабжения и большим количеством электропроводов. Эти материалы в процессе горения выделяют много дыма и отравляющих веществ.


Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. В подобных условиях самым эффективным способом для сохранения здоровья и жизни является экстренная эвакуация. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.


Нередко воздушные суда, терпящие бедствие, осуществляют аварийную посадку в безлюдной местности. В этой ситуации пассажиры и члены экипажа должны провести эвакуацию, отойти на безопасное расстояние от самолета, обеспечить помощь пострадавшим, приступить к организации бивака, подаче сигналов бедствия, или начать передвижение к жилью. Варианты действий должны быть выработаны с учетом конкретной ситуации.


Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации. Основным индивидуальным средством спасения на воде является спасательный жилет.

  1. Наденьте жилет через голову, при этом баллончик с углекислотой должен быть снаружи.
  2. Завяжите тесьму жилета на талии.
  3. Для надувания жилета резко потяните за колпачок спусковой головки баллончика с углекислотой. Эту операцию нужно проводить только после эвакуации с воздушного судна.
  4. Для поддува жилета используйте специальный клапан поддува.
  5. В условиях плохой видимости включите сигнальную лампочку путем выдергивания шнура и пробки из электробатарейки.
  6. Для подачи сигналов пользуйтесь свистком.
  7. После надевания спасательного жилета или расположения в плавсредстве необходимо быстро отплыть на расстояние не менее 100 метров от воздушного средства, поскольку в момент его погружения в воду может произойти затягивание людей под воду.

Знание основ безопасного поведения и умение действовать четко, быстро, без паники в критической ситуации поможет вам уменьшить или совсем ликвидировать риск травмирования в случае возникновения ЧС на авиатранспорте.

Помните!

В случае ЧС на авиатранспорте спасательные службы незамедлительно приступают к поиску и оказанию помощи терпящим бедствие.