Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: опасность в железнодорожном транспорте
Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей в одном уровне. Как правило, такое пересечение устраивается под прямым углом, в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом.
Переходить железнодорожные пути нужно только в установленных местах, пользоваться пешеходными мостами, тоннелями, переездами с настилами, в местах установки указателя "Переход через пути". Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагона. Во время перехода нужно быть предельно внимательным, особенно в условиях холмистой местности, плохой видимости, при наличии поворотов и растительности. Идти нужно под прямым углом, без остановки, не наступая на рельсы. Стоящие вагоны, локомотивы, цистерны нужно обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.
В случае обнаружения дефектов на железнодорожном полотне необходимо сообщить об этом взрослым, при отсутствии такой возможности нужно идти навстречу поезду и подавать машинисту сигнал, размахивая над головой платком или другой тканью. В условиях плохой видимости можно использовать ручной фонарик, любой другой источник света.
Запомни!
- Нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе пяти метров от крайнего рельса, устраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него.
- Во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги.
- Нельзя преодолевать железнодорожный путь перед близко идущим составом. Безопасным считается расстояние не менее 400 метров до поезда.
- Чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации.
- Нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними.
- Нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.
- Наибольшую опасность ЧС на железнодорожном транспорте представляют в процессе пассажирских перевозок. Это связано с нахождением большого количества людей на перронах и в условиях замкнутого пространства пассажирских вагонов. Длина вагона составляет 24 метра, ширина и высота - 3,5 метра, масса - 50 тонн, вместимость - 160 человек. Наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава.
- Резкая остановка пассажирского состава или переворачивание вагонов приводит к падению пассажиров с полок, их придавливанию, травмам, пожарам, взрывам, утечке опасных веществ. В подобной ситуации необходимо как можно быстрее покинуть опасную зону, уйти на расстояние не менее 100 метров.
- Чтобы до минимума сократить вероятность возникновения ЧС на перроне и в вагонах, необходимо знать и соблюдать требования безопасности.
- На перроне необходимо быть предельно внимательным в процессе ожидания поезда. Нельзя находиться на краю платформы или устраивать на ней подвижные игры, прыгать с платформы на железнодорожные пути. Безопасным считается расстояние 2 метра от края платформы.
- Заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда.
- Нельзя вскакивать на подножки, ехать на них или спрыгивать на землю, находиться на буферах между вагонами, лазать под вагонами, перелазить через автосцепки во время остановки поезда. Для перехода от платформы к платформе нужно пользоваться специальными переходами.
- Нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их.
- Нельзя высовываться из окон или дверей тамбура на ходу поезда: можно вывалиться или получить удар о выступающий предмет встречного поезда.
- Запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом составе.