В начало разделаБезопасность жизнедеятельности - общие вопросы → Теоретические основы безопасности человека

Теоретические основы безопасности человека. Введение


Проблема защиты человека от опасностей возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.


В XX веке вследствие формирования и развития техносферы интенсивность воздействия физических и химических факторов непрерывно нарастала, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Остроту проблем безопасности всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, материальному ущербу, исчезновению многих видов животных и растений.


Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, неэффективными.


Поэтому в новый век человечество вступило с грузом проблем, не решенных в веке минувшем. Эти проблемы действительно велики: накопление ядерного оружия, деградация природной среды, опасность международного терроризма, глобальной организованной преступности, криминализации целых государств и регионов, распространения наркотиков, инфекционных заболеваний. Сейчас становится ясно, что XXI век - век борьбы за выживание человечества.


В этих условиях подход к обеспечению безопасности человечества, основанный на принципе «реагировать и исправлять», уже недостаточен для сохранения человеческой цивилизации. Необходимы действия по принципу «предвидеть и предупредить». Обеспечение безопасности в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время является приоритетным направлением политики государства.


В обществе остро стоит потребность в специалистах в сфере безопасности, в том числе в квалифицированных преподавателях-организаторах ОБЖ, на которых возложена задача воспитания личности безопасного типа.


Изучение любой науки целесообразно начинать с рассмотрения ее основополагающих идей и понятий, знание которых позволяет перейти к более частным и глубоким вопросам. Целью пособия «Теоретические основы безопасности человека» является введение студентов в науку «Безопасность жизнедеятельности», ознакомление с ее идеями, принципами, закономерностями.

Центральными понятиями БЖД являются «безопасность», «опасность», «чрезвычайная ситуация», «риск» и др. Каждому из названных понятий посвящена одна глава пособия.


Первая глава - «Наука о безопасности жизнедеятельности» - начинается с краткого экскурса в историю обеспечения безопасности жизнедеятельности людей. В ней излагаются задачи, функции, структура и аксиомы междисциплинарной области знаний - безопасности жизнедеятельности. Кроме того, формулируется понятие «безопасность», рассматриваются его составляющие, виды и сферы безопасности.


Необходимым условием достижения безопасности на современном этапе развития человеческой цивилизации становится организованное воздействие на систему «человек-среда», называемое управлением безопасностью. Принципы и методы управления безопасностью также изложены в первой главе.


Вторая глава посвящена рассмотрению понятия «опасность», которое наряду с категорией «безопасность» является центральным и определяющим в науке о безопасности жизнедеятельности, а также связанных с ним терминам «угроза», «ущерб», «вредный (опасный) фактор». В данном разделе пособия приводятся классификации видов опасностей, ущерба, вредных и опасных факторов, дана их краткая характеристика. Далее описаны угрозы безопасности государства, общества и личности в различных сферах жизнедеятельности.


В третьей главе раскрывается понятие «чрезвычайная ситуация». В ней описаны виды ЧС, их поражающие факторы и социально-экономические последствия, рассмотрена динамика развития ЧС.


В четвертой главе рассматривается понятие «риск», его количественные показатели, даны основы анализа и оценки риска.


В конце каждой главы представлены вопросы, обращающие внимание читателя на наиболее важные моменты излагаемого материала и позволяющие осуществить самопроверку его усвоения.