Управление - это организованное воздействие на какую-либо систему с целью достижения желаемых результатов.
Управлять безопасностью - это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное). При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получаемых выгод.
Наука о безопасности включает множество аспектов: мировоззренческий, физиологический, психологический, социальный, эргономический, экологический, медицинский, технический, организационно-оперативный, правовой (юридический), экономический. В целом, управление безопасностью жизнедеятельности осуществляется в трех самостоятельных направлениях.
Соответственно аспектам существует богатая палитра средств управления безопасностью. К ним, в частности, относится образование, задачей которого является повышение осведомленности населения о вредных и опасных факторах и обучение способам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание культуры безопасного поведения преследует цель формирования личности, для которой вопросы личной и общественной безопасности являются приоритетными. Система профессионального обучения готовит специалистов, владеющих приемами безопасной работы.
Схема управления безопасностью жизнедеятельности
Проведение профессионального, в том числе медицинского, отбора предполагает выявление психологических свойств личности или заболеваний, препятствующих полноценному выполнению должностных обязанностей или повышающих риск возникновения опасных ситуаций. Рационализация режимов труда и отдыха призвана сделать их более комфортными и безопасными для работающих.
Применение технических и организационных средств коллективной защиты, а также средств индивидуальной защиты должно предотвратить воздействие на человека вредных и опасных факторов производственной среды. В случаях, когда полностью исключить влияние опасностей невозможно, применяется система льгот и компенсаций.