Все методы управления безопасностью по природе можно классифицировать на следующие группы: информационные, технологические, организационно-экономические и экономические, представленные на рисунке.
Одним из наиболее важных информационных методов управления безопасностью является мониторинг - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о прошлом и настоящем состояниях системы или объекта, позволяющая прогнозировать изменение его параметров. В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН состоялась конференция по охране окружающей среды, где впервые возникла необходимость сформулировать понятие «мониторинг».
Мониторинг окружающей природной среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (ФЗ РФ «О гидрометеорологической службе», 1998). Объектами экологического мониторинга являются различные природные среды: атмосфера, гидросфера, литосфера, околоземное космическое пространство.
Целью мониторинга является решение трех главных задач: наблюдение за состоянием потенциально опасных объектов и биосферы; оценка и прогноз их состояния; определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявление факторов и источников воздействия.
Различают несколько уровней мониторинга: глобальный, национальный (государственный), региональный, локальный. Другое название глобального мониторинга - фоновый мониторинг, или мониторинг фонового загрязнения окружающей природной среды. В настоящее время создана мировая сеть станций фонового мониторинга, на которых осуществляется слежение за определенными параметрами состояния окружающей природной среды. Наблюдения охватывают все типы экосистем: водные (морские и пресноводные) и наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные). Эта работа проводится под эгидой ООН.
Станции комплексного фонового мониторинга РФ расположены в шести биосферных заповедниках и являются частью глобальных международных наблюдательных сетей.
Мониторинг на региональном и локальном уровне, как правило, является внутригосударственной задачей. В России функционирует несколько систем мониторинга, которые в той или иной мере осуществляют слежение за состоянием окружающей среды, в том числе Федеральная служба наблюдений за загрязнением природной среды Росгидромета, Служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода, Служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнений сельскохозяйственных земель и др.
Основными задачами такого мониторинга являются: контроль качества объектов окружающей среды, выявление основных источников риска, динамики развития факторов риска, прогнозирование последствий ситуаций.
Методы управления безопасностью
В зависимости от применяемых методов говорят о химическом, физическом, биологическом или комплексном мониторинге. При использовании космических средств наблюдений (спутников Земли) говорят о космическом мониторинге с применением дистанционных, прежде всего оптических методов, лазерного зондирования и др.
Осуществление мониторинга позволяет органам управления иметь информацию, необходимую для выполнения своих функций в области управления безопасностью и риском: планирование мероприятий, направленных на снижение и предупреждение риска; проверка соблюдения норм и правил (стандартов) качества объектов; введение соответствующих законодательных, руководящих нормативно-правовых документов; получение новых данных для проведения научных исследований.
Разработка компьютерных системных продуктов позволяет оперативно и заблаговременно осуществить управление факторами риска и прогнозирование последствий аварий на объекте, что дает возможность выбрать необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы.
Созданы комплексы программных средств (КПС) для прогнозирования последствий аварий, например, программа «Облако», позволяющая прогнозировать масштабы загрязнения окружающей среды опасными веществами; КПС для расчета возможным зон поражения при авариях на химически опасных объектах и нанесения зон на план местности; КПС для прогнозирования последствий аварий и идентификации аварийных источников загрязнения атмосферного воздуха, КПС для прогнозирования последствий возможных аварий на АЭС; для решения экологических проблем административных территорий и т.д.
Хэмпширским исследовательским институтом (Александрия, штат Вирджиния, США) была разработана программа для оценки рисков RISK ASSISTANT. Программа представляет собой набор баз данных и методик, который позволяет оценить риски для здоровья, связанные с присутствием химических соединений в окружающей среде в конкретных условиях.
Существенным недостатком компьютерных продуктов является то, что предприятия должны затрачивать на них значительные финансовые ресурсы. Самостоятельно составлять такие продукты они не в состоянии, т.к. для этого требуются квалифицированные специалисты-программисты. Кроме того, пользование программными комплексами по управлению безопасностью и риском предусматривает также компьютеризацию предприятий, а на сегодняшний день на некоторых предприятиях таких возможностей нет.
Под прогнозированием понимают некоторый исследовательский процесс, в результате которого вырабатывается суждение о событии, которое еще не произошло. Прогнозирование является частью системы мониторинга.
Цель прогнозирования в БЖД - это использование данных для изменения обстановки и ориентировочное определение времени возникновения ЧС. При этом используются научные достижения. Например, ураганы, тайфуны, извержения вулканов прогнозируются с помощью метеоспутников Земли. Применяются и математические методы. При прогнозировании определяются границы зон разрушений, затопления, пожаров, заражения, а также потери населения и ущерб народному хозяйству.
Прогнозирование антропогенных воздействий на окружающую среду - заблаговременное предсказывание видов, форм, величины и возможных масштабов антропогенных воздействий на окружающую среду, основанное на изучении тенденции развития системы природопользования и перспектив хозяйственного и научно-технического развития общества.
Наиболее значимыми среди технологических методов управления безопасностью являются автоматизированные системы управления безопасностью технологических процессов (АСУ ТП), которые нашли наиболее широкое применение на предприятиях химической промышленности. Так, на химическом предприятии наряду с системой управления безопасностью технологических процессов должны существовать система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) и автоматические системы (средства) газового анализа состава атмосферы для определения загазованности рабочей зоны. Каждая система имеет свое программно-методическое обеспечение, алгоритмы контроля и управления.
Достоинством комплекса АСУ ТП является оперативность, высокая достоверность и возможность управления с его помощью как отдельными техническими процессами (установкой), так и целым предприятием.