Основными задачами, возлагаемыми на АСУ ТП, являются обеспечение нормального функционирования технологического процесса и локализация аварийных ситуаций.
При выходе отдельных параметров технологического процесса за допустимые границы или выявлении каких-то параметров, являющихся предвестником возможных аварий, активизируется система ПАЗ. Она вырабатывает управляющее воздействие, которое должно вывести процесс из предаварийного состояния (например, уменьшение концентрации вещества путем разбавления, флегматизации среды или интенсивное охлаждение оборудования) и по определенной программе провести его экстренную остановку.
В последние годы наметились тенденции объединения АСУ ТП и автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) в единую интегрированную информационно-управляющую систему (ИИУС). Логический центр ИИУС образуют мощные серверы - сервер баз данных и центральный коммутационный файловый сервер. Рабочие станции имеют возможность получать информацию как с локальных серверов, так и с центрального сервера баз данных.
Такая организация позволяет лицу, принимающему решения, оперативно осуществлять управляющие воздействия на объект на различных уровнях управления.
К правовым административным методам управления безопасностью относят нормы права, закрепленные законодательно. В России основополагающими законами в области безопасности являются Федеральные законы «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О безопасности» (1992), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), «О техническом регулировании» (2002), «Об охране окружающей среды» (2002), «О пожарной безопасности» (1994), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997), «О радиационной безопасности населения» (1995) и др.
Кроме того, в группу правовых методов управления безопасностью входят стандарты - количественные или качественные показатели объектов окружающей среды, имеющие юридическую значимость.
Работа по предупреждению аварийных ситуаций производства регламентируется различными категориями стандартов, К стандартам относятся государственные стандарты (ГОСТы), стандарты предприятия (СТП), санитарные нормы и правила (СанПиНы), строительные нормы и правила (СНиПы), нормативы и др. Стандарты безопасности в ЧС объединены в группу ГОСТ Р 22.
Основная цель стандартов - обеспечить потребителя данными для оценки риска вредного воздействия, обеспечения безопасности и охраны труда на производстве.
Экологическое нормирование является важным стратегическим элементом регулирования качества окружающей среды и включает нормирование антропогенных воздействий на экосистемы, качества и состояния окружающей среды, воздействий на здоровье человека. Последнее выступает в качестве приоритета государственной экологической политики во всех странах.
В основе современного законодательства различных стран, в том числе России, регулирующего антропогенные нагрузки на окружающую среду и обеспечивающего ее безопасность для человека, лежит система нормирования уровней концентраций загрязняющих веществ с использованием стандартов допустимых концентраций. В нашей стране наиболее апробированной с этой точки зрения является система предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в различных средах.
Еще одним элементом системы управления безопасностью является обязательное получение государственного разрешения на эксплуатацию машин, механизмов и другого оборудования, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Разрешение на применение вида (типа) технического устройства выдает Госгортехнадзор РФ. Технические устройства подлежат техническому обслуживанию организациями, имеющими лицензию Госгортехнадзора РФ.
Экспертиза - исследование каких-либо вопросов лицами, обладающими специальными знаниями в данной области. Одним из элементов регулирования промышленной безопасности является экспертиза промышленной безопасности. Данная процедура включает в себя техническое диагностирование и проведение контроля оборудования, материалов и сооружений неразрушающими методами.
Экологическая экспертиза - это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы.
Становление института экологической экспертизы в мире началось в 70-х годах сначала в США и Канаде, затем в странах Западной Европы и Японии, а с 80-х годов - в восточноевропейских странах и СССР. В России Государственная экологическая экспертиза как специальный институт функционирует с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране окружающей среды.
В настоящее время экологическая экспертиза является одним из главных инструментов государственной экологической политики и управления природопользованием в РФ. Она проводится для оценки соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества.
Главная цель экологической экспертизы - предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов. Функция экологической экспертизы - определение экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений с целью их корректировки или отмены.
Объектами экологической экспертизы являются:
Экологическая экспертиза проводится в России в соответствии с законодательством при соблюдении ряда принципов, от которых зависит ее надежность. Одним из основных принципов экспертизы является принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что инициатор любой деятельности должен доказать ее экологическую безопасность.
Кроме того, в число главных принципов экологической экспертизы входят:
Таким образом, экологическая экспертиза должна носить научно-обоснованный, междисциплинарный, комплексный характер, опираться на оценки специалистов разного профиля.
Проведение экологической экспертизы требует довольно существенных финансовых затрат, поэтому принятие решения о проведении основывается на учете ряда критериев. Так, при экспертизе проектов строительства и эксплуатации хозяйственных объектов принимаются во внимание масштабы проекта и его стоимость, местоположение, возможные пути и масштабы нанесения ущерба окружающей природной среде.
Собственно экспертная - оценочно-аналитическая - работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и после-проектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.
Проектная экспертиза - это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.
Основной задачей проектной экспертизы является оценка воздействия на окружающую среду проектируемых предприятий и сооружений и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды.
Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, в котором отражено следующее:
Послепроектная экспертиза - это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Ее целью является оценка воздействия на окружающую среду действующих предприятий и сооружений и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды, то есть оценка последствий функционирования объекта. Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов, с одной стороны, требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и, с другой стороны, положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.