Проблемы безопасности, а также возникающие опасности и угрозы можно рассматривать на разных иерархических уровнях, наиболее высоким из которых является глобальный уровень. На уровне населения планеты существует целый ряд проблем, от которых зависит выживание человечества: угрозы космогенного характера, глобальное потепление, проблема перенаселения планеты и старения человечества, бедность, голод, международный терроризм и т.д. Решение этих проблем требует объединения усилий многих стран.
Кроме того, для каждого государства приоритетной задачей является обеспечение государственной безопасности, под которой следует понимать гарантированную конституционными, законодательными и практическими мерами обеспеченность государственных интересов и их защищенность от внешних и внутренних угроз.
Понятие «государственная безопасность» смыкается с понятием «национальная безопасность». В учебнике «Экономическая и национальная безопасность», изданном под редакцией Е.А. Олейникова (2004), дается такое определение последнего термина: «Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз...».
К числу государственных интересов относятся территориальная целостность; суверенитет страны; политическое самоопределение и самоуправление, воспроизводство населения, его экономическое и социальное благополучие; достойное существование будущих поколений.
Объектами государственной безопасности при этом становятся государственные интересы, граждане, общество и государство.
В качестве субъектов, призванных обеспечить государственную безопасность, можно назвать государство в лице его институтов и организаций, общественные объединения граждан; отдельных граждан, имеющих права и обязанности в данной сфере в соответствии с Конституцией и законами государства.
Обеспечение безопасности государства должно осуществляться в соответствии с несколькими принципами. Первым из них является приоритет государственных интересов и безопасности перед интересами юридических и физических лиц, а также идеологическими и политическими интересами. В этой связи можно выдвинуть требование внепартийности. Очень важным принципом является законность, то есть соблюдение действующего в стране законодательства при осуществлении мероприятий по обеспечению госбезопасности. Третий принцип - ответственность сил госбезопасности за ее обеспечение перед законом.
Следующий принцип состоит в необходимости информирования общества о состоянии госбезопасности и угрозах в этой сфере при соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны. Обязательным условием обеспечения безопасности страны является единство государственной политики в области обеспечения ГБ.
Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства.
В настоящее время положение на международной арене характеризуется усилением тенденций к формированию многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций большого числа государств и их объединений. Одновременно обостряется международная конкуренция в целях обладания природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.
Геополитическая безопасность - это состояние защищенности геополитических интересов страны.
Геополитическими интересами любого государства являются распространение политического, экономического и информационного влияния на географические зоны, исторически тяготеющие к данному государству.
Соответственно, цель геополитической безопасности состоит в обеспечении защищенности территории страны, а также политического, экономического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений,
Объектом геополитической безопасности являются геополитические интересы, а субъектом - государство.
Критерием обеспечения геополитической безопасности государства является его территориальная целостность, защищенность границ, суверенитет, а также баланс сил на международной арене.
Угрозы геополитической безопасности разнообразны и зависят от положения государства на карте мира. К их числу относятся, например, противоречия между морскими и континентальными державами, между странами севера и юга и другие, специфические для каждой страны.
Так, в качестве основных угроз геополитической безопасности России можно назвать ликвидацию СССР как собирательной державы государств антинатовской коалиции; политику стран запада, в рамках которого Российская Федерация рассматривается как сырьевой источник мирового сообщества; рост исламского фундаментализма и его интеграцию с одновременным ослаблением РФ; ослабление внеполитической самостоятельности ООН; рост геополитической роли транснациональных корпораций, демографический взрыв в Азии одновременно с демографическими проблемами в РФ и другие.
Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности.
Политическая безопасность - это состояние защищенности политической жизни страны. Ее сущность заключается в наличии у государства возможности проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.
В качестве объекта политической безопасности выступает политическая жизнь страны в ее взаимодействии с внешним миром. Субъектами, призванными обеспечивать политическую безопасность, являются ветви власти (законодательная, исполнительная, судебные).
Цели политической безопасности определяются типом государства (демократическое, авторитарное, и др.), например, обеспечение доступности народных масс к осуществлению внутренней и внешней политики страны; недопущение использования политики для подавления населения; защита государственных и национальных интересов при смене политической власти.
Критерием обеспечения политической безопасности в настоящее время является многопартийность, то есть наличие нескольких политических партий и общественных движений, в том числе оппозиционных.
В общем виде политические опасности можно объединить в три группы. Первая - опасности для политической сферы, исходящие от других сторон общественной жизни - экономики, социальных отношений, духовно-нравственных процессов. Вторая - опасности для экономики, социальных отношений, военной безопасности, вытекающие из политической сферы и т.п. Третья группа опасностей - опасности для политической сферы, произрастающие из нее самой.
В качестве опасностей и угроз политической безопасности молено назвать отсутствие или бесправие оппозиции, преобладание в политической жизни элитарной политики или политики толпы, потеря обществом политической управляемости; спешная смена действующей конституции или отмена реально исполняющихся и действующих в интересах страны законов.
Военная безопасность -это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз.
Военная безопасность включает несколько аспектов: государственные границы, вооруженные силы, военное образование, военную науку и военную промышленность.
Объектом военной безопасности являются суверенитет, территориальная целостность страны. В роли субъектов военной безопасности рассматриваются государство, вооруженные силы и военно-промышленный комплекс.
Критерием военной безопасности государства является состояние вооруженных сил, обеспечивающее обороноспособность страны.
Военная безопасность определяется рядом факторов, в том числе возможностью обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства, способностью противодействовать военной силе извне, уровнем развития вооруженных сил, сформированностью системы коллективной безопасности в регионе, а также вхождением государства в состав военно-политических блоков.
В сфере военной безопасности государство подвергается воздействию следующих угроз: