Независимо от причин возникновения риска естественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Управление риском как элемент управления безопасностью представляет собой процесс разработки и реализации оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области снижения рисков. Главная составляющая такой деятельности - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой достижим с учетом экономических и социальных факторов.
С рисками человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории, весь ход социального и технического прогресса можно рассматривать как борьбу людей с рисками (голодом, природными катастрофами, болезнями и т.д.). Тем не менее управление рисками как специфический вид деятельности появилось лишь в конце XIX в. Именно тогда, с возникновением и развитием новых средств передвижения, со строительством крупнейших промышленных предприятий, возникла необходимость управления рисками. Первый план управления рисками был составлен в США в 1890-х годах для компании, занимавшейся строительством железной дороги. Однако до Второй мировой войны управление рисками не нашло широкого применения.
В послевоенное время в результате научно-технической революции появились новая дорогостоящая техника, прогрессивные технологии. Таким образом человек сам создал источники крупных рисков. Поэтому в 50-х гг. XX в. управление рисками стало актуальным, обусловив появление новой профессии - менеджера по управлению рисками. Однако выделение самого процесса управления риском и появление профессиональных менеджеров по управлению рисками утвердились лишь в начале 70-х гг.
Управление риском имеет системный характер, который предполагает комплексное рассмотрение совокупности всех рисков как единого целого, с учетом всех взаимосвязей и возможных последствий. Это обусловливает сложную структуру системы управления риском.
Управление риском может осуществляться на разных уровнях. На уровне предприятий осуществляются программы мер по обеспечению устойчивого, безаварийного функционирования. На индивидуальном уровне каждый человек предпринимает определенные усилия по уменьшению рисков - ведет здоровый образ жизни, соблюдает меры безопасности в быту и на производстве, страхует свою жизнь и имущество и т.д.
На государственном уровне существует система гражданской защиты населения. Государственное регулирование безопасности ориентировано по двум основным направлениям. Первое направление - снижение риска возникновения ЧС - включает идентификацию источников опасности; оценку состояния сложных технических и природных систем; мониторинг и прогнозирование аварийных и катастрофических ситуаций; осуществление инженерных и технических мероприятий по повышению надежности, продлению ресурса безаварийной эксплуатации оборудования; подготовку специалистов особо опасных производств.
Вторым направлением является смягчение возможных последствий ЧС, состоящее в планировании землепользования на территориях размещения источников опасности; составлении и реализации оперативных планов реагирования на ЧС и ликвидации их последствий; обучение населения правилам безопасного поведения в повседневной жизни и ЧС.
Выделяют четыре принципа управления риском:
1. Принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Основная цель управления риском - стремление к повышению уровня благосостояния общества при обязательной оправданности практической деятельности. Это означает, что любая практическая деятельность может быть оправдана только в том случае, если выгода от нее для общества в целом превышает вызываемый ею ущерб.
Этот принцип объединяет два фундаментальных утверждения. Во-первых, ценность любой практической деятельности определяется ее полезностью для общества в целом, т.е. ее способностью повысить уровень благосостояния общества. А во-вторых, только учет всех плюсов и минусов (выгоды и ущерба) любой деятельности может дать ответ на вопрос о ее полезности.
Этот принцип предполагает, что деятельность, при которой отдельные индивидуумы подвергаются чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если она выгодна для общества в целом. Но члены общества могут добровольно согласиться на наличие в их жизни определенного риска от той или иной деятельности, внедрение которой требуется для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. При этом должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждой личности от чрезмерного риска.
Затраты на эти меры (денежные компенсации, перемещения населения, создание защитных барьеров и т.д.) включаются в общую сумму затрат на данный проект или вид деятельности и, таким образом, учитываются при оценке полезности реализации данного проекта или вида деятельности для общества в целом. При выборе конкретных мер защиты от чрезмерного риска необходимо в обязательном порядке учитывать мнение индивидуума, нуждающегося в такой защите.
2. Принцип оптимизация защиты от опасности направлен на решение задачи распределения ограниченных материальных ресурсов на снижение риска от тех или иных видов опасности, воздействию которых может быть подвержен человек и окружающая среда.
Согласно данному принципу в процессе управления риском требуется определить такую величину затрат на меры безопасности в рассматриваемой деятельности, которая бы обеспечила максимально возможное увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни (СОПЖ) в данной социально-экономической системе. В рамках такого процесса управления риском должна быть определена конкретная количественная величина приемлемого риска от того или иного вида деятельности.
Однако максимизация СОПЖ в целом для общества не должна происходить за счет отдельных членов общества. Это означает, что уменьшение риска для общества в целом должно обязательно сопровождаться устранения неравенства между его членами методом компенсации. То есть если можно определить заранее, кто именно в силу профессиональной деятельности на опасных производствах или проживании вблизи опасных производственных подвергается повышенному уровню риска, то этому лицу должна выплачиваться компенсация, соответствующая величине этого риска.
3. Принцип региональности. В управление риском должен быть включен весь спектр существующих в регионе опасностей, и вся информация о принимаемых решениях в этой области должна быть доступна населению.
4. Принцип экологического императива. Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы. Это означает, что экономика должна удовлетворять нужды и желания каждого человека и общества в целом в условиях повышения безопасности (повышения качества жизни и максимизации продолжительности жизни) при условии ее соответствия экологическим возможностям биосферы.
Практическая реализация этого принципа возможна только в том случае, если используется система индикаторов состояния окружающей среды и сформированная на ее основе совокупность показателей, которые бы на научной основе определяли состояние защищенности (безопасности) этой среды.
Составить систему индикаторов состояния окружающей среды довольно сложно. А система количественной оценки безопасности пока находится на стадии разработки. Например, в Нидерландах используют критерий, называемый предельно допустимыми техногенными нагрузками на природную среду. Согласно принятому в Нидерландах законодательству, уровень воздействия на экосистему не должен превышать уровня, при котором могут пострадать 5 % видов в экосистеме.