В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД. Введение


Безопасность в любой сфере жизнедеятельности является объектом правового регулирования и правовой защиты. Безопасность регламентируется множеством законов, кодексов, постановлений и иных нормативных правовых актов, в том числе и международных. Все они базируются на Конституции России и корректируются в соответствии с действующей в настоящее время Стратегией национальной безопасности до 2020 года.


Изучение правовых основ безопасности жизнедеятельности представляется весьма актуальным при подготовке будущих учителей ОБЖ, поскольку любое происшествие имеет свой правовой аспект и влечет существенные правовые последствия. Особенно правовые элементы обеспечения безопасности актуализировались в свете событий, связанных с борьбой с преступностью, терроризмом, локальными военными конфликтами, возникновением иных чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера.


Правовые акты защищают и регулируют наши права и законные интересы в опасных ситуациях, стимулируют профилактику опасных явлений, указывают правильные направления действий, ограничивают деятельность субъектов с опасными технологиями и опасным поведением, помогают возместить причиненный ущерб.


Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования выпускник вуза, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности должен уметь обеспечивать организацию безопасности в образовательном учреждении, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе, а также в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Педагог должен знать Конституцию и законы Российской Федерации, регулирующие основные виды и системы БЖ.


Все виды жизнедеятельности человека и все учебные дисциплины, входящие в цикл дисциплин по профилю «Безопасность жизнедеятельности», (например, "Опасности социального характера и защита от них", "Опасные ситуации техногенного характера и защита от них", "Основы обороны государства и военной службы" и др.) во всех своих положениях непременно базируются на законах и иных (подзаконных) нормативных актах Российской Федерации.


Правовое регулирование охватывает почти каждое действие, участника ДТП и пожаротушения, расследования, туристической поездки, лечения и отдыха, покупки автомобиля, приобретения недвижимости, продуктов, одежды и т.д. Незнание правовых аспектов и невыполнение правовых предписаний названных и любых иных сфер жизнедеятельности может вести к потерям, ущербу и даже гибели человека.


Учебная дисциплина "Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности" введена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050104.65 "Безопасность жизнедеятельности" в 2005 году в результате слияния трех дисциплин: "Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности", "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности». Изучение дисциплины рассчитано на два семестра.


Государственный образовательный стандарт и Примерные образовательные программы по данной дисциплине предусматривают рассмотрение следующих вопросов:


Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Международные соглашения. Местное и региональное законодательство. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся и персонала, обеспечение безопасности в учебном заведении. Современный комплекс субъектов и мер безопасности. Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности.


Система правоохранительных органов РФ: задачи и функции по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Органы госнадзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности. Мероприятия, проводимые государством по защите населения от всех видов опасностей. Система и организация подготовки населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций. Средства, способы, сигналы оповещения населения о чрезвычайных и опасных ситуациях.


Цель изучения дисциплины - дать студентам знания по правовой государственной политике в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и правому регулированию организации и деятельности органов обеспечения безопасности Российской Федерации.


Задачи дисциплины:
1. овладеть юридической терминологией по правовым аспектам в области безопасности жизнедеятельности;
2. изучить систему основных законов и иных нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности, в области военного законодательства, в области охраны здоровья граждан и охраны труда, а также актов, регламентирующих деятельность органов обеспечения безопасности;
3. подготовить специалиста по безопасности жизнедеятельности к практическому применению полученных знаний, умений и навыков в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
4. получить знания по организации, функционированию и правовому регулированию деятельности органов обеспечения безопасности;
5. показать взаимодействие и взаимозависимость различных элементов и структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях;
6. изучить организационные и правовые основы подготовки граждан РФ в области защиты от опасностей социального, природного и техногенного характера; освоить формы взаимодействия с органами государственной власти и органов местного самоуправления в целях обучении различных категорий населения, особенно молодежи.


В настоящем учебном пособии шесть глав, которые разбиты на параграфы, каждый из которых заканчивается контрольными вопросами для закрепления знаний по данной теме. В конце каждой главы предусмотрены проверочные тесты.


Первая глава - "Конституционные основы безопасности" посвящена Конституции Российской Федерации как основному закону России, необходимому для понимания последующих глав учебного пособия. В ней рассматриваются основы российского государства, а также основные конституционные права и свободы граждан в области обеспечения безопасности.


Во второй главе - "Законодательные основы безопасности" рассматриваются нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы безопасности, режима чрезвычайного положения, противодействия экстремистской и террористической деятельности, функции системы безопасности Российской Федерации, ее силы и средства.


В третьей главе - "Охрана здоровья граждан в Российской Федерации" сделан обзор российского законодательства в области охраны здоровья граждан, их прав в данной области, государственного регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия России, правого регулирования качества и безопасности пищевых продуктов, а также законодательных основ охраны труда.


В четвертой главе - "Правовые Основы обороны и военной службы" рассматриваются вопросы обороны государства, воинской обязанности и военной службы, а также альтернативной гражданской службы и их правовое регулирование.


Пятая глава - "Органы обеспечения безопасности Российской Федерации" освещает вопросы организации деятельности органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, органов наркоконтроля и государственной охраны.


Шестая глава посвящена организации Единой государственная системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены законодательные основы пожарной безопасности, организация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, различных видов пожарной охраны, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, дана характеристика основных федеральных целевых программ в области безопасности жизнедеятельности.

Несколько слов о некоторых терминах данного пособия

Нормативными называют официальные документы, выпущенные органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений. Принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной закон), далее идут законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы), принимаемые Государственной Думой, затем подзаконные акты, т.е. нормативные акты правительства, министерств и ведомств, и локальные акты в виде приказов, распоряжений, издаваемых руководителями организаций.


Федеральные конституционные законы - основополагающая группа законов, отстоящих ниже на одну ступень от Основного Закона (Конституции), издаваемые по вопросам, непосредственно касающихся Конституции. К ним относятся законы, обусловленные Конституцией Российской Федерации, устанавливающие порядок принятия нового субъекта в состав России, содержащие описание и порядок использования флага, герба и гимна России, законы о режиме чрезвычайного или военного положения, о порядке созыва Конституционного Собрания, а также определяющие деятельность федеральных органов государственной власти.


Федеральные законы - комплекс законов, относящихся к компетенции Российской Федерации в целом.


Указ - нормативный правовой акт высокого уровня, принимаемый Президентом страны.


Постановление Правительства Российской Федерации - акт управления, издаваемый от имени Правительства и за подписью премьер-министра или его уполномоченных заместителей в соответствии с федеральными законами и указами и для материально-технического и организационного обеспечения их реализации.