В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Право на неприкосновенность частной жизни по конституции России


Частная жизнь - это область семейных, деловых, дружеских отношений людей. В частной жизни люди занимаются своими делами, добиваются удовлетворения личных интересов, действуют как частные лица, не наделенные никакими официальными функциями.


В Конституции Российской Федерации установлены гарантии неприкосновенности частной жизни:

  1. должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один посторонний человек (даже педагог) не может читать чужие письма, дневники и подслушивать чужие телефонные разговоры;
  2. только правоохранительным органам государства разрешается вскрытие (перлюстрация) корреспонденции граждан и прослушивание их телефонных разговоров, но лишь по основаниям, указанным в законе и по судебному решению, вынесенному на этих основаниях;
  3. запрещается сбор, хранение и использование информации о том или ином человеке без его согласия (исключения установлены законом). Каждый гражданин имеет право на защиту своей чести и достоинства. И, если в газете опубликованы сведения, порочащие человека, то он имеет право их опровержения в том же печатном органе.

Работники системы образования, выполняющие кадровые или охранные функции, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (перечислены в УПК РФ). Иначе это будет нарушением конституционных прав каждого на неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки и иных прав и свобод. Дело может дойти до суда.


В статье 48 Конституции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, например, больным и несовершеннолетним.


Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.


Статья 52 Конституции предусматривает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Следует признать, что вопросы компенсации пока решаются не всегда адекватно ущербу.


Статья 53 очень важна тем, что декларирует право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Уже немало фактов защиты названного права в судебном порядке, например, при неправильном увольнении.


В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Одна из гарантий данного правила заложена в ст. 56, которая устанавливает, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.


Но, осуществляя свои права и свободы, нельзя допускать какого-либо нарушения прав и свобод другой личности. В противном случае важно знать, что часть 3 статьи 55 Конституции все же предусматривает ограничение некоторых прав и свобод. Приведем это положение полностью: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".


На положениях этой статьи строятся все нормы других российских законов (о безопасности, о милиции, об охране и т.д.), определяющие меры воздействия к правонарушителям, меры необходимой обороны, частной и общественной безопасности, право на обыск, задержание, иные принудительные меры и ограничения.


Статья 64 закрепляет нерушимость основных прав и свобод. В ней указывается, что они составляют основы правового статуса личности в России и не могут быть изменены простым голосованием и простым большинством голосов депутатов Государственной Думы. Для этого понадобятся более сложные процедуры, предусмотренные Конституцией. Так создан правовой механизм стабильности основного закона, что немаловажно для стабильности всех общественных отношений в стране, в том числе и в экономике, и в социальной сфере.


К сожалению, в административном, финансовом, налоговом, таможенном законодательстве, в подзаконных актах органов управления образованием, такой стабильности пока нет, что негативно сказывается на процессах, происходящих в сфере образования.


Согласно Статье 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.


Статья 59 устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.


Под защитой Отечества понимается прежде всего оборона страны, охрана ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Уклонение от призыва на военную службу (ст. 328 ч.1 УК) при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (ст. 328 ч.2 УК) лиц, освобожденных от военной службы - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.


Активизирована роль таких важных правозащитных инструментов, как судебная власть, неправительственные и общественные организации. Однако с вступлением в Совет Европы и ратификацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод перед нашей страной выдвинуты в качестве обязательных условия ускоренного приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и совершенствования деятельности органов власти с тем, чтобы во взаимоотношениях государства и гражданина приоритетными были права человека.


В ряде документов подчеркивается, что права и свободы граждан в России наибольшим образом страдают от несовершенства законодательства, грубых нарушений и даже злоупотреблений со стороны должностных лиц. Немало проблем, возникающих в Вооруженных Силах и других военизированных формированиях, включая внутренние войска. Прежде всего, выделены вопросы неудовлетворительного обеспечения безопасности воинской службы: "дедовщина", низкое качество медицинской помощи, неполноценное питание. Эти недостатки названы основной причиной самоубийств, уровень которых, по материалам правозащитных организаций колеблется от четверти до трети всех небоевых потерь среди военнослужащих.


Значительное внимание уделено защите прав граждан, в отношении которых применяется ограничение или лишение свободы в связи с подозрением или осуждением за совершенное преступление. К сожалению, социальные гарантии задержанных, содержащихся под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, особенно больных не всегда соответствуют закону.


Учитывая масштабность и характер нарушений прав граждан, проходящих воинскую службу, а также нарушений прав заключенных под стражу, специалисты предлагают в ближайшее время учредить должность общественных омбудсменов по правам военнослужащих и по защите прав подозреваемых. Генеральной прокуратуре и Минюсту необходимо разработать порядок применения норм принятой ООН Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, согласно которой должен возмещаться в полном объеме вред, причиненный незаконным арестом и содержанием под стражей.


Беспрецедентной миграцией в России обусловлены многочисленные нарушения, связанные с ущемлением прав гастарбайтеров и переселенцев при предоставлении им социального статуса, осуществлении регистрационного учета по месту пребывания. Сотрудники милиции нередко задерживают таких лиц, подвергают унижениям, а нередко и физическому воздействию.


Необходимо объективное осмысление проблем современного правозащитного движения, в частности конфронтационного характера выступлений отдельных его лидеров. В массовом движении за права человека ни одна из многочисленных правозащитных структур не имеет права на монопольное влияние, а успех возможен только на пути конструктивного сотрудничества правозащитных организаций, власти и государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные права и свободы человека и гражданина в РФ.
2. В каких международных нормативных правовых актах закреплены основные права и свободы человека и гражданина?
3. Закреплено ли в РФ применение смертной казни конституционно?
4. Осуществляется ли применение смертной казни в РФ в настоящее время?
5. К кому в соответствии с УК РФ смертная казнь не применяется?
6. За какие преступления УК РФ предусматривает наказание в виде смертной казни?
7. Что понимается под достоинством личности?
8. Что понимается под пыткой?
9. Что понимается под жилищем?
10. В каких случаях может быть ограничено конституционное право на неприкосновенность жилища?
11. Назовите основные требования, установленные законодательством РФ к гражданам, желающим провести собрание, митинг или демонстрацию.
12. Перечислите основные права граждан в области защиты здоровья, имущества и труда, закрепленные в Конституции РФ.
13. Что не охватывается понятием принудительного труда?
14. Назовите основные конституционные права граждан РФ на охрану здоровья?
15. Какие виды ответственности и за какие деяния против здоровья людей закреплены в российском законодательстве?
16. Назовите основные возможные ограничения прав и свобод граждан РФ по ст. 55 Конституции РФ (ч.3)?
17. Как принцип презумпции невиновности способствует нашей безопасности?
18. Что говорится в ст. 56 Конституции РФ о чрезвычайном положении?