Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных, рассматриваемых арбитражными судами. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, апелляционным (пока не действуют) и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляет полномочия суда первой инстанции в определенных законом случаях.
Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.
Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для ее толкования. Например, в г. Санкт - Петербурге Законом от 5 июня 2000 г. № 241 -21 был учрежден Уставный суд г. Санкт - Петербурга.
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает судебную систему РФ по звеньевому принципу, с подчинением нижестоящего звена вышестоящему. Из смысла закона звено судебной системы можно определить как совокупность судов одного ранга, наделенных эквивалентными полномочиями по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, чьи решения могут быть отменены в ревизионном порядке вышестоящим судом.
В научной и учебной литературе в судебной системе РФ принято выделять следующие звенья:
В 90 - х г.г. на волне «перестроечных» процессов, приведших к развалу Союза ССР и утрате силы большинства норм союзного законодательства, и после провозглашения 12 июня 1990 г. независимости РСФСР в республике началась реформация законодательной, исполнительной и судебной властей, направленная на обеспечение суверенитета и создание образа целостного и самостоятельного государства.
Применительно к власти судебной одна из основных причин для проведения реформ формулировалась тем, что судоустройство и судопроизводство были унаследованы Российским государством от тоталитарного режима.
Надо полагать, что здесь имеется в виду ряд правовых ограничений, существовавший в уголовно - процессуальном законодательстве советского периода нашей истории, например, достаточно жесткие рамки в плане обеспечения права на защиту (ограничение допуска защитника к участию в деле в стадии предварительного расследования), фактически второстепенная роль таких важных процессуальных установлений, как состязательность и презумпция невиновности.
Коллективом авторов (С.Е.Вицин, А.М. Ларин, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, Р.В. Назаров, С.А. Пашин, И.Л. Петрухин, Ю.И. Стецовский) была разработана Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В ней определены основные задачи реформы: утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; верховенство суда в правоохранительной деятельности; защита прав и свобод человека; определение демократических принципов судопроизводства (состязательности, презумпции невиновности, независимости, несменяемости судей).
В ходе судебной реформы были проведены следующие мероприятия:
В ходе судебной реформы создается новое арбитражное законодательство России. Гражданский процесс также подвергается определенным изменениям (заочное рассмотрение дела, институт выдачи судебного приказа и др.), и преобразование его завершается принятием ГПК РФ 2002 г.
В результате проведенной судебной реформы был принят ряд судопроизводственных законов, хотя статус всех видов судов общей юрисдикции по прежнему регулируется Законом РСФСР о судопроизводстве 1981 г, который сегодня применяется в части, не противоречащей российскому законодательству.
В 2002 г. принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», заменивший Положение об адвокатуре 1980 года.
Судебная реформа 1990-х г.г. легализовала и разработала процессуальные институты, позволяющие пытаться осуществлять правосудие на началах состязательности с намерением (хотя и явно декларированным) реального обеспечения права на личную неприкосновенность и защиту, справедливого рассмотрения дела в противовес необоснованному и незаконному ограничению физической свободы человека, судебно-следственному производству и обвинительному уклону в практической деятельности правоохранительных органов.