Федеральные целевые программы, осуществляемые в Российской Федерации, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в РФ действует целый ряд федеральных целевых программ в области безопасности. Такие как - "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" "Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010 годы)", "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы" и др. В Интернете существует несколько официальных сайтов, посвященных федеральным целевым программам России, например "Федеральные целевые программы", или "Федеральные целевые программы России". В данном учебном пособии мы приводим общую характеристику 3 федеральных целевых программ в области обеспечения безопасности.
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1529-р |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Государственные заказчики подпрограмм |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Российская академия наук |
Основные разработчики Программы |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российская академия наук |
Исполнители Программы |
организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе |
Цель Программы |
последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны |
Задачи Программы |
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны; развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов; концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций |
Срок реализации Программы |
Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этапа. На первом этапе (2006 - 2007 годы) предусматриваются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий: реализация существующих и разработка новых целевых программ в субъектах Российской Федерации, осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности; систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций; создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2008 - 2010 годы) планируются: завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений и системы оповещения о цунами; создание второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание в федеральных округах центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях; обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера |
Объем и источники финансирования Программы (в ценах 2006 года) |
всего в 2006 - 2010 годах за счет средств федерального бюджета - 5331,84 млн. рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 913 млн. рублей; на капитальные вложения - 3549,34 млн. рублей; на прочие нужды - 869,5 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 14786,9 млн. рублей (в рамках реализации региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых и реализуемых по соглашениям с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
улучшение качества жизни населения путем снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения до приемлемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию страны. Общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, обеспечивающих снижение материального ущерба, а также численности погибшего и пострадавшего населения, составит 48,62 млрд. рублей в год, или 243,1 млрд. рублей за весь период реализации Программы. При этом с учетом затрат на осуществление программных мероприятий их общая экономическая эффективность составит 222,98 млрд. рублей. В результате реализации Программы за счет средств федерального бюджета планируется достичь следующих показателей: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - от 7 до 9; снижение количества пострадавшего населения - от 4 до 6; снижение экономического ущерба - от 5 до 7; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты мониторинга - от 6 до 8; повышение достоверности прогноза - от 10 до 12; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1:10. Консолидация финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации позволит достичь следующих показателей Программы: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - 11; снижение количества пострадавшего населения - 7; снижение экономического ущерба - 9; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты мониторинга - 10; повышение достоверности прогноза - 14; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1:12 |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 121-р |
Государственный заказчик
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Основные разработчики Программы |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство по атомной энергии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органы исполнительной власти Республики Алтай, Алтайского края, Брянской, Калужской, Курганской, Орловской, Свердловской, Тульской и Челябинской областей |
Цель и задачи Программы
|
целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничений по радиационному фактору) условиям проживания населения и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников на производственном объединении "Маяк". Задачи Программы: завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов; обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, участников ликвидации последствий аварий и катастроф, а также их детей первого и второго поколения; снижение доз облучения населения и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности населения, в том числе: обеспечение производства нормативно-чистой сельскохозяйственной продукции и устойчивого ведения лесного хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях; предотвращение дальнейшего радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к производственному объединению "Маяк"; научное обеспечение принятия решений о проведении основных программных мероприятий |
Сроки и этапы реализации Программы |
2002-2010 годы I этап-2002-2001 годы; II этап-2006-2010 годы |
Подпрограммы, основные мероприятия |
подпрограммы: "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС"; "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк"; |
|
"Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Основными мероприятиями Программы являются: строительство и реконструкция объектов здравоохранения, коммунального хозяйства, образования, обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов; совершенствование оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их детям первого и второго поколения, обеспечение функционирования национального радиационно-эпидемиологического регистра; проведение реабилитационных и защитных мероприятий в агропромышленном комплексе на радиоактивно загрязненных территориях; ведение специальных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях; мониторинг радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды; радиационно-гигиенический мониторинг продуктов питания и доз облучения населения; предотвращение выноса радионуклидов за пределы санитарно-защитной зоны производственного объединения "Маяк"; обеспечение деятельности центров социально-психологической реабилитации пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий; информационно-разъяснительная работа среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий; научное обеспечение мероприятий Программы; международное сотрудничество; информационно-аналитическое обеспечение Программы |
Объем и источники финансирования Программы |
-объем финансирования Программы составляет 4884313,2 тыс. рублей. Источники финансирования: федеральный бюджет - 2601779,2 тыс. рублей, из них государственные капитальные вложения - 2848100 тыс. рублей, НИОКР - 42120 тыс. рублей и прочие расходы - 411119,2 тыс. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 1019023,6 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 939107,1 тыс. рублей; внебюджетные источники - 119110,4 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 498398,2 тыс. рублей |
Ответственные исполнители Программы |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (подпрограмм) |
улучшение качества жизни населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях и подвергшегося радиационному воздействию; улучшение материально-технической базы здравоохранения и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков, обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов: ввод в эксплуатацию 144,2 тыс. кв. метров жилья, больниц на 2414 коек, поликлиник на 4010 посещений в смену, 3 санитарно-эпидемиологических станций, школ на 7311 ученическое место, интернатов на 120 мест и детских дошкольных учреждений на 830 мест, 946,3 км газовых и 108,8 км водопроводных сетей и ряда других объектов, в том числе в 2002 году жилья 13,79 тыс. кв. метров, больниц на 320 коек, поликлиник на 1720 посещений в смену, школ на 760 ученических мест, газовых сетей 96,7 км; повышение качества и доступности медицинской и психологической помощи, оказываемой населесоздание на основе Национального радиационно-эпидемиологического регистра эффективной системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф; обеспечение получения продукции растениеводства и животноводства, удовлетворяющей требованиям санитарно-гигиенических нормативов, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (за исключением отдельных хозяйств в Брянской области); реабилитация около 1 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий; снижение доз облучения населения; обеспечение радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк", завершение работ по приведению в безопасное состояние радиационно опасных объектов в промышленной и санитарно-защитной зонах производственного объединения "Маяк" |
Система организации контроля за исполнением Программы |
координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации |
Даты принятия решений о разработке и утверждении Программы, о внесении в нее изменений |
постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 764 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке Российской Федерации к ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2001 г. № 927 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2001 г. № МК-П4-09421, постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 510 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", протокол заседания Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 38, протокол заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам от 29 июля 2004 г. № 2дсп |
Государственный заказчик Программы |
Федеральное агентство по промышленности |
Основной разработчик Программы |
Федеральное агентство по промышленности уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации; конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности; |
Цели Программы |
выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении |
Задачи Программы |
строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия; организация и обеспечение процесса уничтожения на этих объектах авиационных и артиллерийских химических боеприпасов, а также химического оружия из крупногабаритных емкостей; уничтожение или утилизация продуктов детоксикации химического оружия; конверсия или уничтожение 24 объектов по производству химического оружия и 1 объекта по его разработке; развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия строительство и ввод в эксплуатацию 19 декабря 2002 г. объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская область); строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов: в г. Камбарка (Удмуртская Республика) - в 2006 году; в пос. Марадыковский (Кировская область) в 2006 году - 1-я очередь, в 2007 году - 2-я очередь; в г. Щучье (Курганская область) - в 2008 году; в г. Почеп (Брянская область) - в 2008 году; в пос. Леонидовка (Пензенская область) - в 2008 году; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
в г. Кизнер (Удмуртская Республика) - в 2009 году. Уничтожение на построенных объектах химического оружия: в 2004 году - 0,692 тыс. тонн; в 2005 году - 0,304 тыс. тонн; в 2006 году - 5,202 тыс. тонн; в 2007 году - 3 тыс. тонн; в 2008 году - 5,97 тыс. тонн; в 2009 году - 7,787 тыс. тонн; в 2010 году - 7,72 тыс. тонн; в 2011 году - 6,04 тыс. тонн; в 2012 году - 3,244 тыс. тонн |
Срок и этапы реализации Программы |
срок реализации Программы - 1996 - 2012 годы. Уничтожение химического оружия 2 и 3 категорий осуществлено в 2001 - 2002 годах. На первом этапе (к 29 апреля 2003 г.) уничтожен 1 процент запасов химического оружия 1 категории. На втором этапе планируется уничтожение 20 процентов запасов химического оружия 1 категории к 29 апреля 2007 г. На третьем этапе планируется уничтожение 45 процентов запасов химического оружия 1 категории в 2009 году. На четвертом этапе планируется завершить уничтожение всех оставшихся запасов химического оружия общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 160,4 млрд.рублей. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем средств, полученных от реализации продуктов утилизации, может составить до 0,6 млрд. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Дополнительным источником финансирования Программы является международная финансовая и техническая помощь (объем необходимой помощи составляет 34,2 млрд. рублей) выполнение Российской Федерацией международных обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении - уничтожение запасов химического оружия в объеме до 40 тыс. тонн; уничтожение или конверсия 2 объектов по производству химического оружия, 1 объекта по его разработке и ликвидация последствий их деятельности; выполнение 280 научно-исследовательских и опытно-констукторских работ в области уничтожения химического оружия; выполнение 9 научно-исследовательских и опытно-констукторских работ в области реализации положений указанной Конвенции; расширение международного сотрудничества при выполнении Программы для реализации основных целей указанной Конвенции; создание необходимых условий для осуществления деятельности, не запрещенной указанной Конвенцией; сохранение здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий; оздоровление и охрана окружающей среды в районах расположения объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке; создание 7500 дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий, и использование производственного, научно-технического и интеллектуального потенциала организаций, расположенных в районах расположения объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке; улучшение социально-бытовых условий граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, в том числе строительство 125 жилых домов и 6 школ; использование продуктов утилизации, образующихся в процессе уничтожения химического оружия (создание запасов технического мышьяка в объеме около 2,5 тыс. тонн и получение лома черных металлов в объеме около 600 тыс. тонн); использование объектов по производству и разработке химического оружия после их конверсии; конверсия объектов по уничтожению химического оружия после завершения их деятельности; создание системы информационного обеспечения граждан и общественных организаций по вопросу реализации основных мероприятий Программы; формирование позитивного отношения граждан и общественных организаций к проблеме химического разоружения в Российской Федерации |