Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий ЧС в сфере деятельности Рособразования
Приложение к Письму Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ от 8 сентября 2005 г. № 17/3-156.
Согласовано: Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Х. Цаликов, 25 августа 2005 г.
Утверждаю: Руководитель Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ Г.А. Балыхин, 7 сентября 2005 г.
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования).
Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 27 мая 2005 г. № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794».
2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования являются:
- участие в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждении и организации в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
- организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
- повышение квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
- участие во Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности» и полевых лагерях «Юный спасатель»;
- подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях;
- осуществление мероприятии по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
- осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций.
3. Функциональная подсистема Рособразования создается для организации работы по защите обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях.
4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными органами функциональной подсистемы Рособразования являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рособразования;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций.
6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
- руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических
- мероприятии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях;
- организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом;
- координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях;
- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями;
- поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС;
- обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций.
7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются:
- руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально опасные объекты;
- организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи;
- организация защиты обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их эвакуации;
- обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
- на федеральном уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области защиты чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
- на объектовом уровне - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются: пункт управления Рособразования (приемная руководителя Рособразования); дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций.
Органы повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.
10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной деятельности.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
- организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- усиление дежурно-вахтенной службы;
- непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них;
- принятие мер по защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций;
- приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
- выполнение мероприятий в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций;
- организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств.
Дополнительно на потенциально опасных объектах организуется:
- усиление охраны;
- ограничение или прекращение доступа на объекты;
- проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями.
13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.
14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций.
Финансирование целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих документов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В случае необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620).