В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Угрозы психологического характера


Очень актуален раздел «Угрозы психологического характера». В нем отмечается, что значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, а также особенности жизни и быта в Москве вычленяют угрозы психологического характера в самостоятельный фактор опасности для личности, социальных групп и города.


К угрозам психологического характера относятся:

  1. рост психологической напряженности населения вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в городе, в коллективах, на производстве, в семьях;
  2. повышение психологической напряженности у населения вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: у детей - от невозможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения - от отсутствия материальной обеспеченности; у пожилых ветеранов войны и труда - от ощущения бессмысленности прожитых лет и борьбы за попранные идеалы; у производственников - от отсутствия зарплаты и от неуверенности в завтрашнем дне и т.д.;
  3. противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;
  4. информационное навязывание и финансовое подкрепление "западных" стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание жителей города без учета особенностей российского менталитета;
  5. "зомбирование" сознания людей рекламным бизнесом и психотропными методами воздействия;
  6. утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;
  7. потребительское отношение к Москве, как "пространству", где можно обрести финансовую независимость и иные материальные блага, особенно у приезжих и у некоренных жителей Москвы;
  8. изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
  9. рост числа психических заболеваний;
  10. рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
  11. формирование культа богатства (за счет приобретения материального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия как наиболее современных жизненных ценностей и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угрозы психологического характера, являются:

  1. рост напряженности и нестабильности экономической, финансовой, криминогенной ситуации в городе, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т.д.;
  2. разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения жителей Москвы в единую социальную общность, с единым и достойным уважения менталитетом "москвича - жителя столицы";
  3. отсутствие психологической культуры у представителей органов власти и у населения в целом;
  4. социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;
  5. снижение гуманитарной культуры, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет - соборность, западный - индивидуализм);
  6. недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта жителей (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.);
  7. резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);
  8. агрессивность информационной видеосреды.

Реализация угроз психологического характера может привести:

  1. к нарушению психического здоровья определенной части жителей Москвы;
  2. к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений. В качестве основных направлений обеспечения безопасности города указаны:
  3. повышение эффективности противодействия террористической деятельности;
  4. снижение уровня криминализации;
  5. обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере;
  6. переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков;
  7. повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрыва, пожара, выбросов опасных веществ);
  8. совершенствование городской системы мониторинга состояния безопасности;
  9. развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС;
  10. развитие Московской нормативной правовой базы в области безопасности;
  11. обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения.

Основными мероприятиями по обеспечению безопасности города Москвы являются:

  1. в области предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;
- идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений;
- правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;
- недопущение ввоза в город средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);
- создание общегородской системы оперативного пресечения террористических действий;
- проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений;
- создание системы кризисного управления на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его последствий;
- организация эффективного взаимодействия всех федеральных и городских структур, участвующих в контртеррористической деятельности;
- совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;
- совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;
- формирование городских специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования;
- повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма.

  1. в области общественной безопасности, правопорядка и информационной безопасности:

- разработка правовых и административных мер по недопущению целенаправленного психологического воздействия на людей через средства массовой информации;
- изъятие незаконно хранящегося оружия у населения;
- искоренение случаев срастания преступных сил с властными структурами;
- усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах экономики;
- пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач террористическими методами;
- проведение планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и изоляции преступных авторитетов, сокращению детской преступности, недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;
- взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест города;
- развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков.

  1. в социально-политической сфере:

- увеличение доли государственной и городской поддержки дошкольных учреждений и учебных заведений, увеличение сети бесплатных спортивных и оздоровительных детских учреждений;

  1. в области подготовки населения по проблемам безопасности:

- психологическая подготовка и тестирование (на предмет профессионального соответствия) специалистов, работающих на предприятиях, связанных с химическим, атомным, пожаро- и взрывоопасным производством;
- подготовка для потенциально опасных объектов психологов, обеспечивающих возможность релаксационных и реабилитационных занятий с работающими на них специалистами;
- разработка методов и приемов информационного (зрительного, слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения;
- организация рекламы, направленной на расширение знаний о Москве, просвещение населения о поведении при различных чрезвычайных ситуациях;
- создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности;
- разработка и распространение учебных пособий, популярной литературы, игр (в том числе компьютерных) по основным правилам обеспечения безопасности на бытовом уровне;
- создание сети специализированных магазинов по реализации населению бытовых приборов, средств защиты и профилактических медицинских препаратов;
- введение обязательной, общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.


Нетрудно проследить, что все идеи, предложения, направления и меры обеспечения безопасности, сформированные на федеральном и местном уровнях в обязательном порядке подкрепляются и оформляются соответствующими правовыми нормативными актами или опираются на ранее принятые акты. Их мы рассмотрим подробнее в следующих главах и параграфах нашего учебного пособия.

Контрольные вопросы.

1. Что понимается под Концепцией и Стратегией национальной безопасности РФ, каковы были условия и необходимость их принятия?
2. Как связаны эти документы с действующим законодательством России?
3. Что понимается под национальными интересами России?
4. В каких сферах жизнедеятельности Россия обеспечивает национальную безопасность в соответствии со Стратегией НБ?
5. Каковы угрозы национальной безопасности России в различных сферах жизнедеятельности?
6. Какие виды и подсистемы безопасности названы в тексте Стратегии НБ?
7. Соответствуют ли программы курсов БЖ и ОБЖ структуре угроз и систем обеспечения безопасности РФ?
8. Достаточно ли в учебниках ОБЖ раскрыты актуальные вопросы семейно-бытовой, информационной, продовольственной, криминальной безопасности?
9. Какие актуальные виды угроз для населения раскрыты в Концепции безопасности г. Москвы?
10. Какое значение имеют новые и прежние Концепции и Стратегии безопасности разных уровней власти для развития системы правового и организационного обеспечения безопасности в каждом регионе?