Очень актуален раздел «Угрозы психологического характера». В нем отмечается, что значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, а также особенности жизни и быта в Москве вычленяют угрозы психологического характера в самостоятельный фактор опасности для личности, социальных групп и города.
К угрозам психологического характера относятся:
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угрозы психологического характера, являются:
Реализация угроз психологического характера может привести:
Основными мероприятиями по обеспечению безопасности города Москвы являются:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;
- идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений;
- правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;
- недопущение ввоза в город средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);
- создание общегородской системы оперативного пресечения террористических действий;
- проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений;
- создание системы кризисного управления на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его последствий;
- организация эффективного взаимодействия всех федеральных и городских структур, участвующих в контртеррористической деятельности;
- совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;
- совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;
- формирование городских специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования;
- повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма.
- разработка правовых и административных мер по недопущению целенаправленного психологического воздействия на людей через средства массовой информации;
- изъятие незаконно хранящегося оружия у населения;
- искоренение случаев срастания преступных сил с властными структурами;
- усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах экономики;
- пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач террористическими методами;
- проведение планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и изоляции преступных авторитетов, сокращению детской преступности, недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;
- взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест города;
- развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков.
- увеличение доли государственной и городской поддержки дошкольных учреждений и учебных заведений, увеличение сети бесплатных спортивных и оздоровительных детских учреждений;
- психологическая подготовка и тестирование (на предмет профессионального соответствия) специалистов, работающих на предприятиях, связанных с химическим, атомным, пожаро- и взрывоопасным производством;
- подготовка для потенциально опасных объектов психологов, обеспечивающих возможность релаксационных и реабилитационных занятий с работающими на них специалистами;
- разработка методов и приемов информационного (зрительного, слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения;
- организация рекламы, направленной на расширение знаний о Москве, просвещение населения о поведении при различных чрезвычайных ситуациях;
- создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности;
- разработка и распространение учебных пособий, популярной литературы, игр (в том числе компьютерных) по основным правилам обеспечения безопасности на бытовом уровне;
- создание сети специализированных магазинов по реализации населению бытовых приборов, средств защиты и профилактических медицинских препаратов;
- введение обязательной, общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Нетрудно проследить, что все идеи, предложения, направления и меры обеспечения безопасности, сформированные на федеральном и местном уровнях в обязательном порядке подкрепляются и оформляются соответствующими правовыми нормативными актами или опираются на ранее принятые акты. Их мы рассмотрим подробнее в следующих главах и параграфах нашего учебного пособия.
1. Что понимается под Концепцией и Стратегией национальной безопасности РФ, каковы были условия и необходимость их принятия?
2. Как связаны эти документы с действующим законодательством России?
3. Что понимается под национальными интересами России?
4. В каких сферах жизнедеятельности Россия обеспечивает национальную безопасность в соответствии со Стратегией НБ?
5. Каковы угрозы национальной безопасности России в различных сферах жизнедеятельности?
6. Какие виды и подсистемы безопасности названы в тексте Стратегии НБ?
7. Соответствуют ли программы курсов БЖ и ОБЖ структуре угроз и систем обеспечения безопасности РФ?
8. Достаточно ли в учебниках ОБЖ раскрыты актуальные вопросы семейно-бытовой, информационной, продовольственной, криминальной безопасности?
9. Какие актуальные виды угроз для населения раскрыты в Концепции безопасности г. Москвы?
10. Какое значение имеют новые и прежние Концепции и Стратегии безопасности разных уровней власти для развития системы правового и организационного обеспечения безопасности в каждом регионе?