С административным законодательством и подзаконными актами органов власти всех уровней руководителю ОУ и его работникам приходится сталкиваться повседневно. Чаще всего это вопросы дорожного движения, санитарии, экологии, регистрации людей и транспорта, пожарной безопасности, хранения и оборота оружия, мелких правонарушений, не подпадающих в сферу действия уголовного законодательства.
Административное право регулирует широчайший круг вопросов в сфере управления и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также многие вопросы административных взаимоотношений органов государства, предприятий, организаций и отдельных физических лиц. К административному праву относятся все нормативные акты, связанные с организацией деятельности министерств, ведомств, а также акты, регулирующие вопросы обеспечения правопорядка и безопасности в сфере правомочий различных ведомств.
Только судебная деятельность по уголовным и гражданским делам не регулируется административным правом. Для этой сферы судебной деятельности созданы особые отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, арбитражное и приняты соответствующие законы-Кодексы - УК, УПК, ГК, ГПК, АК, АПК и другие. Судебная деятельность по административным правонарушениям регламентирована в Кодексе об административных правонарушениях.
В нашем пособии рассматривается немало разделов административного права, которые регулируют вопросы применения и оборота оружия, деятельности милиции, частной охраны и общественной безопасности, а также отдельные вопросы административной ответственности. Вне всякого сомнения, каждому гражданину полезно ознакомиться с содержанием КоАП РФ, чтобы знать, за что и как его могут наказать. Чтобы лучше представить это, мы предлагаем самостоятельно ознакомиться со структурой содержания (оглавлением) КоАП (например, в Интернете или библиотеке). Лучше это делать именно там, чем в камере ИВС.
Административная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо от имени государства вправе применить к лицу, совершившему правонарушение, меры административного взыскания. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).
Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, которое либо нарушает установленные правом защиты, либо не исполняет предписаний нормы права и за которое установлена адмответственность по КоАП. Отличие административного правонарушения от уголовного преступления в меньшей степени общественной опасности и менее строгой ответственности, предусматриваемой КоАП РФ. Его нормы представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.
Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность. Административное правонарушение должно быть виновным деянием, то есть совершенным с умыслом или по неосторожности.
Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение.
В соответствии со ст.24 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:
Рассмотрим некоторые актуальные статьи административного кодекса, устанавливающие ответственность за проступки, характерные для учащихся и сотрудников охраны ОУ, правонарушителей, попадающих в их поле зрения.
Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, а также в отведенных местах с нарушением установленного порядка - влечет наложение штрафа, с конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой (ст.159 КоАП).
Приобретение, хранение, передача другим лицам или продажа гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия без разрешения органов внутренних дел -влечет наложение штрафа, с конфискацией оружия и без таковой.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - влекут наложение штрафа, с конфискацией оружия (ст.172 КоАП).
Нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного гладкоствольного охотничьего и нарезного оружия и боевых припасов гражданами, имеющими разрешение органов внутренних дел на хранение оружия, - влечет предупреждение или наложение штрафа, или возмездное изъятие оружия и боевых припасов.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - влекут наложение штрафа, с конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой.
Нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов работниками предприятий, учреждений и организаций, ответственными за их сохранность, а равно использование ими огнестрельного оружия и боевых припасов не по назначению, - влечет наложение штрафа.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - влекут наложение штрафа (ст.173 КоАП).
Нарушение установленных сроков регистрации (пере-регистрации) гражданами огнестрельного оружия или правил постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении места жительства - влечет предупреждение или наложение штрафа (ст. 174 КоАП).
Существенной частью административного законодательства в сфере социальной безопасности стал Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года. Это обусловлено огромными масштабами услуг ЧОП, в том числе и в сфере образования. В законе определены цели охранной деятельности, права и обязанности охранников, порядок лицензирования, применения оружия и специальных средств, определены другие конкретные вопросы частной охранной деятельности.
Педагогу-руководителю полезно знать, как в данном Законе государством определен порядок создания частных охранных структур и ряд требований, которым должны удовлетворять юридические и физические лица, осуществляющие этот вид деятельности.
На граждан, осуществляющих частную охранную деятельность, а также собственные частные меры личной безопасности не распространяется действие законов, закрепляющих права и обязанности работников правоохранительных органов.
В ст. 1 Закона частная охранная деятельность определяется: как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов от противоправных посягательств преступных элементов
Частная охранная деятельность (платная) осуществляется частными охранниками или охранными предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.
Закон (ст.3) устанавливает два основных вида частной детективной и охранной деятельности - сыскная и охранная деятельность.
В целях сыска клиентам на договорной основе осуществляется помощь по гражданским делам, изучение рынка, выявление некредитоспособности или ненадежных партнеров, каналов утечки информации и разглашения сведений, представляющих коммерческую тайну, поиск без вести пропавших, утраченного имущества и ряд других услуг, не противоречащих законодательству РФ.
В ст. 3 четко и исчерпывающе определены виды услуг, предоставление которых разрешено частным охранным предприятиям: