В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Основания и порядок аннулирования индивидуальной лицензии на охранную деятельность


Предприятиям, осуществляющим охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на договорной основе.


Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частного охранного предприятия, запрещается оказывать платные охранные услуги. Но это не препятствует любому гражданину оказывать бесплатные охранные услуги своим родным, друзьям, коллегам в рамках действующего Закона «Об оружии», Уголовного кодекса и моральных принципов.


Кроме того, любой гражданин и бизнесмен, может получить в установленном порядке документы частного охранника. Частным охранником может быть гражданин РФ, достигший 21 года и получивший лицензию на частную охранную деятельность и выполняющий указанные в Законе услуги. Руководителем частного охранного предприятия может быть гражданин РФ с высшим образованием, получивший лицензию на право заниматься частной охранной деятельностью.


В соответствии с Законом "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" местные и федеральные органы внутренних дел имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную и охранную деятельность.


Лицензия дает право на осуществление частной детективной и охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частных охранно-сыскных предприятий (их объединений, служб безопасности). Лицензия служит разрешением персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности для поиска работы по договору (трудовому соглашению) в частных охранных структурах.


Гражданин, претендующий на получение лицензии частного охранника, обязан предоставить в соответствующий ГОРОВД:
1. Заявление и анкету установленного образца.
2. Фотографии (3шт.).
3. Медицинские справки (форма 286У, нарколога и психоневрологического диспансера).
4. Документы, подтверждающие гражданство (паспорт, вкладыш к нему).
5. Свидетельство о прохождении специальной подготовки (либо справку с прежнего места работы, что имеет стаж работы не менее трех лет в ОВД или в органах безопасности).


Руководитель охранного предприятия должен предоставить при оформлении лицензии диплом о высшем образовании.


Основания для отказа в выдаче индивидуальной лицензии на охранную деятельность. Никто не может отказать желающему в получении лицензии на законных основаниях. Чтобы не было субъективизма при решении данного вопроса, а также для обжалования несправедливого решения в суде, законом точно установлены и перечислены все возможные основания для отказа.


В частности, лицензия не выдается лицам:

  1. не достигшим 21 года;
  2. состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  3. которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
  4. уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
  5. работавшим в правоохранительных органах и осуществлявшим контроль за частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
  6. не представившим соответствующих документов.

Основания и порядок аннулирования индивидуальной лицензии на охранную деятельность

Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе аннулировать ее в следующих случаях:

  1. за нарушение либо неисполнение требований, предусмотренных настоящим Законом, положений других законов и иных нормативных актов Российской Федерации, составляющих правовую основу частной охранной деятельности;
  2. за применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны;
  3. за неисполнение налоговых или иных финансовых обязательств;
  4. при обнаружении заведомо ложной информации в представленных документах, послуживших основанием выдачи лицензии;
  5. за оказание противоправных охранных услуг;
  6. при вынесении судом наказания в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью;
  7. за отказ в предоставлении органам внутренних дел, осуществляющим контроль за деятельностью охранных предприятий, документов, необходимых для выполнения контрольных функций (ст.20 Закона).
  8. за передачу лицензии другому лицу;
  9. при окончании срока действия лицензии при несвоевременном обращении за ее продлением;
  10. при добровольном отказе от лицензии.


Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать письменное предупреждение органа внутренних дел ее обладателю (за исключением случаев, когда предъявлено обвинение в совершении преступления). Указываются, какие правовые нормы были нарушены (или не исполнены надлежащим образом), и определяется срок для устранения допущенных нарушений.


Связь данного Закона с Конституцией и Гражданским Кодексом, в том, что регулирует отношения по защите силами частной детективной и охранной деятельности тех законных прав и интересов физических и юридических лиц, которые определены в Конституции и ГК РФ.


Так, например, статья 35 Конституции гласит:
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.


Разумеется, охрана и охранная сигнализация - один из многих элементов механизма реализации указанных права. Закон "О частной детективной и охранной деятельности как раз и регулирует оказание на возмездной договорной основе (в соответствии с ГК РФ) услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, в целях защиты их законных прав и интересов, установленных и ГК и Конституцией.


Таким же образом, как в рассмотренном примере, Закон "О частной детективной и охранной деятельности" связан со всеми другими отраслями права.


Сотрудники частной охраны охраняют имущество, здоровье и соответствующие права физических и юридических лиц, которые подробно определены в других законах и подзаконных ведомственных актах (приказах, инструкциях). Поэтому им и их руководителям, приходится осваивать не только свой "родной" Закон, но и смежные с ним нормы других законов, кодексов и иных нормативных актов, включая приказы и инструкции своего предприятия.