В начало разделаУправление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности → Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД

Применение вооруженных сил для борьбы с терроризмом


В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы РФ могут применяться для:
1. пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
2. пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
3. участия в проведении контртеррористической операции;
4. пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.


Так, например, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства РФ и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке.


Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.


Подразделения и воинские части Вооруженных Сил РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ. Соединения Вооруженных Сил РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента РФ в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.


Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами РФ осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ посредством:

  1. применения вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
  2. использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.


Решение о применении Вооруженными Силами РФ вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ.


Формирования Вооруженных Сил РФ, направляемые за пределы территории РФ, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту после прохождения предварительной специальной подготовки.

Контртеррористичекие операции

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Решения о ее проведении и о ее прекращении принимает руководитель Федеральной службы безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо Федеральной службы безопасности. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.


Решение о введении указанного правового режима (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений), а также решение об его отмене подлежат незамедлительному обнародованию.


На территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1. проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности;
2. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
3. ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
4. использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
5. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
6. приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
7. временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
8. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
9. ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
10. беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
11. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение и определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба.


Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. Другими словами, основным субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом, выступает Федеральная служба безопасности. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.


Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.


В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.


Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.