При проведении любых работ по охране труда, эргономике, технической эстетике в промышленности требуется оценка или прогнозирование эффективности таких работ, сравнение тех или иных вариантов решений, планирование затрат на их проведение. Соответствующие методы начали разрабатываться еще в 60-е годы. В 80-е годы использовалось несколько методов прогнозирования. В настоящее время специалисты ориентируются на комплексный подход к анализу условий труда, получение комплексного оценочного критерия условий труда как по базе, так и по проекту.
В любом случае определение (прогнозирование) эффективности мероприятий по улучшению условий труда предполагает следующие этапы:
В восьмидесятые годы в машиностроении хорошо зарекомендовала себя в качестве формы фиксации результатов комплексного анализа условий труда «Карта безопасности труда на рабочем месте».
Карта безопасности труда на рабочем месте
Карта безопасности труда на рабочем месте
«Карта безопасности труда на рабочем месте» включает девятнадцать факторов условий труда, достаточно полно характеризующих уровень условий труда рабочего места любого профиля. В третьей графе карты (лицевая сторона) содержатся необходимые единицы измерения, принятые в охране труда. В четвертой графе («норма») проставляются нормы на каждый фактор в соответствии с ГОСТ ССБТ и рекомендациями проективной эргономики и охраны труда.
На оборотной стороне карты фиксируются конкретные недостатки рабочего места и конкретные мероприятия по их устранению. В случае необходимости к карте безопасности труда прикладывается планировка базового объекта и пояснительная записка.
После заполнения карты по формуле 1.4 подсчитывается коэффициент безопасности труда на рабочем месте Км:
где Кi — пофакторные коэффициенты соответствия факторов условий труда нормам, определяемые по формулам (1.S, 1.6); n — число учитываемых факторов; Ктр — коэффициент травмоопасности, определяемый для факторов 13, 14, 15, 16 по формуле (1.7).
Для факторов 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 19:
Для факторов 1, 2, 4, 9, 17, 18, 10:
Если фактическое значение фактора соответствует нормативному, то К, для данного фактора принимается равным 1.
Коэффициент травмоопасности:
Фактическое значение фактора 9 («коэффициент эргономичности») определяется как отношение суммарной продолжительности выполнения основных ручных микроэлементов в операции к суммарной продолжительности выполнения основных и лишних микроэлементов в операции по формуле (1.16).
Фактическое значение фактора 10 («нагрузки психологические») определяется либо по формуле (1.8), либо по методике. В случае, если имеет место преимущественно физический труд с жестко заданным временным темпом
Анализ факторов 8, 15, 16, 17,18 требует обращения к цеховой или заводской документации.
Определив величины К отдельных рабочих мест, далее следует провести расчет коэффициента безопасности всего базового производственного подразделения Кб уч: