На промышленном предприятии любого профиля широко используется подъемно-транспортная техника: подъемные краны, лебедки, блоки, домкраты, конвейеры, лифты, мототележки, автопогрузчики.
Опасности, которым при эксплуатации такой техники подвергаются люди, связаны с непредвиденными контактами с движущимися частями оборудования и возможным ударом от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза, а также при высыпании части груза, и с падением самого оборудования При взаимодействии работников с передвижным оборудованием возможны также наезд и удар при столкновении.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-14—92) и государственным стандартам: ГОСТ 13556—91 «Краны башенные строительные», ГОСТ 12 3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».
Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям (ТУ), стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов.
Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещающимися грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечивать надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Инспекция Госгортехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, сменных грузозахватных органов (крюков, электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, ковшей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора предусмотрено проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, наиболее опасных среди всех подъемно-транспортных машин.
Вновь установленные грузоподъемные машины подвергаются до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год; полному — не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых средств. При необходимости осуществляется внеочередное полное техническое освидетельствование.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов, аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
Цель статических испытаний — проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания производят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность крана. Груз поднимается на высоту 300...200 мм (при стреловом кране 200...100 мм) с последующей выдержкой в наиболее опасном положении в течение 10 мин. Затем груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана.
Динамическое испытание производится грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается его проведение рабочим грузом. При динамическом испытании производят неоднократный подъем и опускание груза.
При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Соответствующие нормы устанавливаются в зависимости от конструкции, степени износа или коррозии, назначения, отношения диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру каната.
Все канаты и цепи, применяемые на подъемно-транспортных машинах, проверяют на прочность по формуле:
где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании — по государственному стандарту, Н; S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста (без динамических нагрузок), Н; К — коэффициент запаса прочности. Например, для машин с ручным приводом К = 4, для машин с машинным приводом при легком режиме работы К = 5, при среднем К = 5,5, при тяжелом и весьма тяжелом К = 6.
Обрыв груза может произойти и в случае неправильно выбранного или при использовании поврежденного стропа. Выбор стропов также производится с проверкой на прочность с учетом числа ветвей каната л и угла наклона их к вертикали а. Возникающее в каждой ветви натяжение S определяется (Н):
где т — коэффициент, учитывающий условия подвеса; Q — вес груза.
Величина m определяется:
Коэффициент собственной устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительного того же ребра опрокидывания:
где Mq — удерживающий момент; Мв — опрокидывающий момент.
Коэффициент грузовой устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана, к моменту, создаваемому рабочим грузом:
де Mqк — удерживающий момент от веса крана; Mqг — опрокидывающий момент от веса груза.
Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу также подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытывают нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность.
Большое значение для обеспечения безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при кантовании груза необходимо использовать специальные устройства — рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находиться в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками доски, резина и т.д.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.
Устройство и эксплуатация напольных средств транспорта: электрокар, погрузчиков и автокранов, — также требуют строгого соблюдения целого ряда мер безопасности. Все электрокары должны быть снабжены поворотными устройствами и тормозами, автоматически срабатывающими при снятии любой ноги с педали, звуковыми и, при работе ночью, световыми сигналами. Электрокары следует обшивать по периметру бортовой доской, препятствующей выдвиганию груза за их габарит.
Водитель электрокара должен четко видеть весь фронт своего пути и выполнять передвижения, глядя вперед и стоя спиной к контроллеру. Скорость движения электрокара не должна превышать внутри помещений б км/ч и на территории предприятия 10 км/ч. При езде с прицепной тележкой скорость движения соответственно снижается до 5...8 км/ч.
Эксплуатация погрузчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011—75 «ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности»; эксплуатация автокранов — требованиям, содержащимся в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте» (утверждены Министерством транспорта РФ, 1997 г.).
Применяемые на машиностроительных предприятиях в качестве подъемников грузовые, грузопассажирские и пассажирские лифты, как вновь устанавливаемые, так и прошедшие капитальное переустройство, могут вводиться в эксплуатацию лишь после освидетельствования и испытания их инспекторами Госгортехнадэора. До освидетельствования лифт обязательно регистрируется в местной инспекции Госгортехнадзора.
Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденным Госгортехнадзором 11.02.1992 г., лифты подвергаются статическим (превышение предельно допустимой рабочей нагрузки в 1,5 раза) и динамическим (груз на 10% превышает предельную рабочую нагрузку) испытаниям.
Грузовые лифты без проводников оборудуются приборами управления, размещенными на площадке одного из этажей, а связь поста управления с другими этажами осуществляется системой звуковой или световой сигнализации. Проезд людей в грузовых лифтах категорически запрещается.
К обслуживанию лифтов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, производственное обучение и проверку знаний и практических навыков специальной квалификационной комиссией.