В начало разделаБезопасность жизнедеятельности на производстве → Предельно допустимый выброс вредных веществ на производстве

Предельно допустимый выброс вредных веществ на производстве


Контрольным показателем, определяющим допустимость поступления вредных веществ в воздушную среду, является предельно допустимый выброс (ПДВ), который при неблагоприятных погодных условиях создает в приземном слое примеси, равные предельно допустимой концентрации (ПДК) этих вредных веществ в атмосферном воздухе. С целью обеспечения чистоты воздушной среды представляется весьма важным, чтобы источники выделения вредных веществ не только не превышали ПДК, но вообще выбрасывали меньше вредных веществ.


Для этого и для большего стимулирования сокращения вредных выбросов введены показатель загрязнения воздушной среды Р (м3/ч) объектом (технологическим оборудованием, линией, цехом и т.д.) и суммарный годовой показатель загрязнения воздуха объектом (км3/год).


Показатель загрязнения воздушной среды определяется:

Р = М/(СПдк а.в. — Сф), (4.4)

где М — количество выделяемых объектом вредных веществ в единицу времени, мг/ч; Спдк а.в. — ПДК вредного вещества в атмосферном воздухе, мг/м3; Сф — фоновая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе, мг/м.


Физический смысл этой величины — количество атмосферного воздуха для данной местности (с учетом фоновой концентрации вредных веществ в ее воздушной среде), которое нужно подать на объект для растворения выделяемых им вредных веществ до предельно-допустимой концентрации.


Суммарный годовой показатель загрязнения воздуха объектом введен с учетом времени работы объекта и возможной неравномерности выделения им вредных веществ:

(4.5

где М1, M2...Мn — количества вредных веществ, выделяющихся в единицу времени с различной интенсивностью, мг/ч; Z1, Z2...Zn — время, соответствующее работе источников загрязнения с соответствующей интенсивностью выделения вредных веществ за год, ч.


Например, если котельная производительностью 3000 мДж/ч будет работать на кузнецком угле или на худшем по качеству подмосковном буром угле, то суммарные годовые показатели загрязнения воздушной среды будут соответственно: 0,025 и 0,4 км3/ч. Соответственно возрастет и плата за загрязнение воздушной среды диоксидом серы.


Использование показателей загрязнения воздушной среды объектом и стоимости воздуха, расходуемого на разбавление выбрасываемых источником вредных веществ до ПДК, создает более тонкий, чем существующие, экономический механизм, способствующий уменьшению количества вредных веществ, выделяемых оборудованием, процессами, цехами и предприятиями при их разработке, создании и совершенствовании; при выборе того или иного решения во время проектирования; при установлении экологически оптимальных условий эксплуатации, в частности с помощью поощрения работников, сокращающих расходы воздуха для разбавления выделяющихся вредных веществ до ПДК. В добавление к применяющимся штрафным санкциям за недопустимое загрязнение окружающей среды такой экономический механизм будет предупреждать эти неблагоприятные явления и таким образом способствовать их сокращению.


За рубежом, в частности в Голландии, при решении подобных вопросов находит применение теория приемлемого риска экологической опасности.


Для проведения расчетов, в соответствии с приведенным выше порядком расчета, могут быть использованы ниже следующие формулы.


Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется, как уже говорилось, путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:

(4.6)

где i — вид загрязняющего вещества (i = 1,2,..., n); Пнатм — плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, руб; Снiатм— ставка платы за выбросы одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативных выбросов, руб; Miатм — фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; МнiАТМ — предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т.

Снiатм = Hбнiатм · Кэатм (4.7)

где Hбнiатм — базовый норматив платы за выброс одной тонны /-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов; Кэатм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.


Плата за выброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, как уже говорилось, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммированием полученных произведений по видам загрязняющих веществ:

где i — вид загрязняющего вещества (i = 1,2, ..., n); Платм — плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленного минимума, руб; СлiАтм — ставка платы за выбросы одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных минимумов, руб; Мiатм — фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; Мнiатм — предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т; Млiатм — выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т

СлiАтм = Нблнiатм · Кэатм

где Нблнiатм — базовый норматив платы за выброс одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита; Кэатм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.


Плата за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, согласно приведенному выше порядку, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных, лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:

Для реализации эффективных мероприятий по охране окружающей среды, кроме экономических санкций и стимулов, действуют официальные документы, устанавливающие порядок проведения этих мероприятий.


Еще в бывшем СССР были приняты законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного и растительного мира. Большое значение для охраны природы и рационального использования природных ресурсов имеют следующие законодательные документы: Основы законодательства о здравоохранении, Основы водного законодательства, Основы земельного законодательства, Основы лесного законодательства, Основы законодательства о недрах.


Указанные законодательные документы периодически перерабатываются и дополняются, а на их основе разрабатываются региональные нормативно-правовые акты.


С 1992 г. действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», который:

  1. обязывает планирующие, проектирующие и хозяйственные органы и предприятия учитывать взаимосвязь природной среды и эксплуатируемой техники, чтобы последствия не оказывали вредного воздействия на окружающую среду;
  2. требует выделения ассигнованной и других материальных средств для охраны и улучшения качества природной среды;
  3. предусматривает участие общественности в охране природы, организацию преподавания, пропаганды и научно-исследовательских работ по сохранению и улучшению окружающей природной среды;
  4. обязывает организации, производящие строительные работы, осуществлять мероприятия по сохранению почвенного покрова и производить работы по его восстановлению на землях, затронутых работами;
  5. возлагает на министерства и ведомства обязанность обеспечения контроля за соблюдением учреждениями, предприятиями и гражданами законов об охране природы и за выполнением мероприятий по сохранению и восстановлению природных ресурсов.

Министерства и ведомства в соответствии с природоохранными законами и постановлениями вышестоящих органов с учетом особенностей производственной и хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, организаций и учреждений разрабатывают ведомственные положения, правила и инструкции, определяющие природоохранительные действия на объектах.


Нормативные документы министерств и ведомств, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны природы, носят обязательный характер для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности. К таким, в частности, относятся Санитарные нормы и правила.


С целью повышения научно-технического уровня охраны природы разрабатываются и вводятся в действие обязательные на всей территории страны государственные стандарты по экологии (более 200). Стандартизация экологической деятельности обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природы, а также единой терминологии.


Экологические стандарты в системе стандартизации выделены в специальную группу, имеющую порядковый номер 17, и подразделяются на комплексы. Организационно-методические стандарты образуют нулевой комплекс, например ГОСТ 17.0.0.04—90 и другие, остальные формируются по природно-ресурсному принципу. Стандарты в области охраны и рационального использования вод образуют первый комплекс, например ГОСТ 17.1.1.01—77 «Основные термины и определения».


Стандарты, регламентирующие охрану атмосферы, объединяются во второй комплекс, например ГОСТ 17.2.3.01—86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и др. Стандарты, определяющие требования по охране и рациональному использованию почв, сведены в четвертый комплекс, использованию земель — в пятый, охране флоры — в шестой комплекс.