Многие несчастные случаи происходят, благодаря невежеству, другие, — пожалуй, большинство, — благодаря недостатку внимания, неловкости или легкомыслию, и лишь сравнительно немногие из них зависят от высшей силы, от "случая", от несчастного стечения различных непредвиденных или плохо предусмотренных обстоятельств.
Основной тезис права: „незнание закона не защищает от наказания", повидимому, сохраняет свою силу и в природе. Совсем не так редко случается, что дети, в особенности мальчики, становятся жертвою своих химических опытов в то время, когда они не имеют еще элементарнейшего знакомства с химией.
В медицинских журналах, особенно относящихся к глазным болезням, описано довольно большое число несчастных случаев с детьми и людьми необразованными во время забав с химически деятельными веществами, например, спичками, пистонами, порохом, фейерверками ит. д.1) В недавнее время появились даже игрушки(!), по химическому составу могущие вызвать несчастье.
[1] Один мальчик пошел с работником в химическую кладовую спичечной фабрики в F., Kt. Z., и потихоньку взял из сосуда, наполненного водой, довольно большой кусок желтого фосфора, который сунул в карман штанов, чтобы затем развести огонек. Немного времени спустя фосфор расплавился, вспыхнул и потек вдоль ноги вниз в башмак. В результате — ужасающий обжог и страшнейшие боли. Мальчик, по словам очевидца, умолял, чтобы его убили. Последствием было тяжелое увечье.
Многие из молодых учеников уже с первых уроков химии очень увлекаются новой наукой. Опыты, показываемые им, вызывают охоту повторять их. На основании какого-нибудь учебника или прямо наудачу производятся новые опыты, охотнее всего, разумеется, такие, при которых появляется яркая вспышка, выстрел и т. п. Привлекает также опасность, представляемая сильно ядовитыми веществами. Перегоняют синильную кислоту, приготовляют гремучую ртуть, получают хлор и „импонируют" окружающим бенгальскими огнями, взрывами газов и всеми излюбленными химическими запахами. На ряду с действительно иногда имеющимся стремлением к знанию и радостью изучения, значительную роль играет при этом и любовь к приключениям. К несчастью, эти молодые люди еще совершенно не умеют оценить опасность, и жестокая природа, при случае, без всякого предупреждения очень строго карает за такие беспечные, хвастливые опыты. Поэтому, преподаватель хорошо сделает, если уже на первом уроке, при удобном случае, предостережет своих учеников от самостоятельного повторения демонстрируемых опытов.
При наиболее принятом порядке изложения предмета на уроках химии, как раз первые опыты относятся к числу более опасных, и, таким образом, наименее подходящих для новичка. В отношении возможности несчастья является, поэтому, не безопасным, что в некоторых областных воспитательных учреждениях в лаборатории проводится принцип самодеятельности учеников без надзора учителя.
[2] Ученик К. хотел повторить перед приглашенными на это зрелище родственниками часть опытов с кислородом, которые он видел на урока химии. Для нового .самостоятельно открытого" опыта он обернул отрезком магниевой ленты прикрепленный к проволоке кусок древесного угля, зажег и опустил в узкий, наполненный кислородом, цилиндр, но при этом закупорил сейчас же цилиндр пробкой, находившейся на конце проволоки: в результате при бурном горении произошел род взрыва с разрушением сосуда и разбрасыванием осколков. После того, как выяснилось, что никто не пострадал, юный "экспериментатор", конечно, несколько ему ценный и дрожащий, хвастал, что опыт именно так и предполагался.
[3] Новичок в химии хотел доставить удовольствие учителю одного областного училища, преподнеся ему самостоятельно полученную соляную кислоту. Он поместил в литровую колбу „Kali chloncum" (хлорноватокислый калий вместо хлористого калия!), влил через капельную воронку концентрированную серную кислоту и хотел пропускать выделяющийся газ через воду. По счастью, он поставил прибор в вытяжной шкаф; произошел взрыв выделившейся двуокиси :;лора, вследствие чего разлетелись вдребезги не только прибор, но и стекла вытяжного шкафа, не причинив, по счастью, вреда стоявшему здесь юноше.
В гораздо более благоприятном положении находятся те ученики, которые проделывают в школьной лаборатории свои первые опыты под руководством учителя. Зачастую такого рода занятия начинаются лишь после того, как ученики ознакомятся с значительной частью курса химии и увидят многие опыты. Кроме того, следует, — во всяком случае в средней школе, — в начале занятий исключать опыты, представляющие действительную опасность, а также особенно внимательно следить за такими работами, при которых неосторожность или неловкость могут вызвать несчастье. Вследствие необходимости напряженного внимания, лабораторные занятия, конечно, требуют от учителя гораздо большего напряжения сил, чем преподавание в классе. Главные требования, исполнение которых делает лабораторные занятия в средней школе сравнительно безопасными, состоят в следующем: 1. Одновременные занятия только с небольшими группами, caмoe большее из 15 учеников. 2. Тщательный выбор работ как с точки зрения научной методики, так и ее стороны защиты здоровья учеников. 3. Непрерывное присутствие учителя и внимательный надзор за учениками. 4. Строго и последовательно, но без мелочности, приучать учеников к обдуманной, точной и опрятной работе. 5. Настойчивое предостережение в случаях, где возможно предвидеть опасность.
Если все же кое-когда происходит несчастье, — что, к счастью, случается очень редко, гораздо реже, чем на гимнастике и на площадках для игр, — то виною являются, большей частью, причины не неизбежные: неловкость, недостаточная вдумчивость, легкомыслие или непослушание ученика и только в виде исключений „несчастный случай", в котором ученик совершенно невиновен.
[4] Ученик О. неосмотрительно нес дрексель, содержавший серную кислоту, держа за притертую пробку, а не за шейку. Пробка отвернулась, склянка упала на каменный пол и разбилась, капля серной кислоты брызнула ученику прямо в глаз. Тотчас же, меньше чем через четыре секунды, — глаз был тщательно промыт из про-мывалки большим количеством воды, после чего наложена повязка (кусок ваты и бинт). Затем пострадавшего поместили в соседнюю глазную клинику, где был определен ожог роговицы. Выздоровление, под наблюдением врача, потребовало несколько недель.
[5] Учитель одной областной школы дал анализировать одному из способных учеников фосфорный ангидрид. Ученик попробовал белый порошок языком на вкус. Получился очень болезненный ожог языка, так как ученик не обратил внимания на предостережение: ,не пробовать неизвестное вещество". Пробой на вкус можно и должно пользоваться лишь при анализе пищевых веществ.
По сравнению с упражнениями по химии в лабораториях средней школы, где занятия ведутся под руководством и наблюдением учителей, больше поводов к несчастным случаям имеется в лабораториях для практических занятий в высших школах. Учащийся в данном случае, большей частью, работает без близкого наблюдения за приемами его работы со стороны профессора и ассистентов, работает по рецептам, которые для новичка часто имеют слишком общий характер и недостаточно оттеняют опасные моменты в работе. Кроме того, в высшей школе часто работают с большими количествами опасных и ядовитых веществ, почему взрывы оказываются более сильные,а отравления газами становятся более возможными. Когда же студент привыкнет к работам с опасными веществами и увидит, что случайные неосторожности не всегда ведут к дурным последствиям,— он начинает слишком легко относиться к предупредительным мерам против опасности, до тех пор, пока собственное несчастье не научит его быть умнее.
[6] В лаборатории в В. один из студентов работал с сероводородом. Не защитив себя достаточно от ядовитого газа, он изрядно надышался им. Подойдя к окну вероятно, чтобы подышать свежим воздухом, он вдруг, как от удара молнии, упал без чувств. На свежем воздухе быстро оправился.
[7] Один студент приготовлял большие количества уксусного алдегида путем окисления этилового спирта. Несмотря на то, что предварительно он прочел о том. что пары этого вещества вызывают спазмы в груди, он вел перегонку на открытом столе, не озаботясь отвести в сторону и обезвредить легколетучие пары. При этом он сам даже удивлялся, что никакого стеснения в груди он не испытывал. Вечером, после работ, у студента появилась одышка, спазмы в груди и частые приступы удушья, после чего развился сухой плеврит, на 3 недели лишивший ею трудоспособности.
[8] В лаборотории одного из американских университетов, студент хотел отмыть трихлоргндрин от тримеси хлорокиси фосфора. Он поместил смесэ в большую делительную воронку, закрыл пробкой и начал взбалтывать. Через несколько минут скопилось такое количество хлористого водорода, что разорвало делительную воронку. По счастью, при взрыве не задело студента, а лишь несколько обожгло попавшей на него кислотой.
Источником опасности в лабораториях и на занятиях является еще оставление остатков ядовитых веществ в сосудах без надписи. Всегда можно найти минуту свободного времени, чтобы ополоснуть посуду хоть раз водой, выбросить твердые остатки в банку для отбросов и стереть губкой или полотенцем со стела брызги кислот и щелочей. Пренебрежение этими правилами особенно часто ведет к порче платья, а порою даже к несчастью (срав. случаи 84).
В несколько худшем положении находится преподаватель, ставящий опыты на занятиях. Так, например: ставится опыт, но результаты получаются не удовлетворяющие; тогда на следующий раз усиливают действие, — возможно чрезмерно, и если прибор не приспособлен к новым соотношениям,—он разлетается, что иногда может повести к несчастью. Или,—работают с какими-либо новыми приборами, случайно оказавшимися менее прочными, чем старые, при которых все шло гладко.
[9] Karl Еgli демонстрировал известный опыт поглощения аммиака, наполнив 2-литровую колбу газообразным аммиаком, закрыв ее пробкой с оттянутой стеклянной трубкой и опустив в воду, подкрашенную в красный цвет лакмусом. Получается сильно бысшип синий фонтан, и вся колба наполняется содой. Однажды нельзя было употребить обычно служившую для этого опыта колбу, так как она была мокрой. Вместо нее воспользовались другой 2-литровой колбой, еще ни )азу не применявшейся для этого опыта. Все шло прекрасно, но спустя несколько секунд после образования фонтана, колба с треском, подобным пушечному выстрелу, была раздавлена внешним давлением воздуха. Ученики не пострадали, но преподавателю вонзилось с дюжину осколков в кожу рук и лица. Глаза были защищены очками. После этого происшествия пригодность каждого сосуда, предназначенного выдерживать уменьшенное давление или внешнее воздушное давление, испытывалось с помощью воздушного насоса.
[10] Профессор Fay в Вруклине делал доклад о жидком вэздухе. Между прочим, он вылил смесь красного фосфора и жидкого воздуха на бумагу и помешал стеклянной палочкой. Произошел страшный взрыв, тяжело поранивший профессора и одного из студентов.
[11] При экспериментальном докладе о жидком воздухе, который делал профессор St. в Д., в перегонной колбе находился жидкий, синевато - черный озон. Колба была погружена в жидкий воздух. Медленным отсасыванием озон перегонялся в другой сосуд, также помещенный в жидкий воздух. Внезапно сильные взрывом весь прибор был раздроблен.
При чтении лекций в высшей школе могут порою происходить несчастные случаи также и вследствие того, что в подготовке и производстве опыта принимает участие несколько лиц. Служитель или ассистент принимает меру, неизвестную профессору, производящему опыт, и ведущую к неожиданному течению химического процесса.
[12] На одной из лекций в высшей школе должны были демонстрироваться известные опыты с кислородом в 5-литровой колбе. Лекционный ассистент заметил, что колба мокрая, и передал служителю для высушивания. Служитель удалил воду ополаскиванием спиртом и эфиром, но не удалил эфир из колбы. Ассистент наполнил колбу кислородом и мимоходом попробовал тлеющей лучинкой на полноту наполнения. Сильный взрыв раздробил колбу и далеко кругом разбросал осколки. По счастью, это случилось перед лекцией.
[13] 27 мая 1920 г. в аудитории химического института университета в Мюнстере произошел страшный взрыв, когда хотели показать явления горения и плавления при высокой температуре, при чем пользовались горелкой, питаемой смесью тетранитрометана с толуолом. Десять студентов было убито и свыше двадцати более или менее тяжело ранено. При переписке старой тетради для записи опытов количества тетранитрометана- 67,5 куб. см. и толуола—7,5 куб. см.,—были проставлены в граммах. При значительной разнице в плотности обоих веществ получилось вместо смеси, спокойно горящей очень жарким пламенем, взрывчатое вещество чрезвычайно бризантной силы.