Охрана природы (или природной среды) - это разработка и осуществление мероприятий по ее рациональному использованию, включающих защиту от избыточных техногенных нагрузок и негативных последствий вмешательства человека, активное регулирование природных процессов, воспроизводство и улучшение природного потенциала ландшафтов. Эти мероприятия должны быть научно обоснованы и могут проводиться в жизнь на разных уровнях - межгосударственном, государственном, ведомственном, территориально-производственном, общественном, индивидуальном.
Правовая основа экологической деятельности в Российской Федерации в полной мере пока не решена и находится в стадии разработки. Во многих ситуациях по-прежнему руководствуются документами, разработанными природоохранными ведомствами СССР.
Наиболее важной системой природоохранных актов является система стандартов в области охраны природы.
Основными задачами стандартизации в области охраны природы в соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-76 являются:
Стандартизация в области охраны природы должна способствовать решению важнейших народнохозяйственных задач, в том числе ограничению поступления в ОПС промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов, загрязняющих атмосферу, в количествах, не превышающих предельно допустимых концентраций.
Система природоохранных стандартов сформирована комплексами стандартов, приведенными в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Комплексы природоохранных стандартов
Номер комплекса |
Наименование комплекса |
Кодовое наименование |
---|---|---|
0 |
Комплекс организационно-методических стандартов в области охраны природы |
- |
1 |
Комплекс стандартов в области охраны и рациональною использования вод |
Гидросфера |
2 |
Комплекс стандартов в области зашипи атмосферы |
Атмосфера |
3 |
Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв |
Почвы |
4 |
Комплекс стандартов в области улучшения использования земель |
Земли |
5 |
Комплекс стандартов в области охраны флоры |
Флора |
6 |
Комплекс стандартов в области охраны фауны |
Фауна |
7 |
Комплекс стандартов в области охраны и преобразования ландшафтов |
Ландшафты |
8 |
Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования недр |
Недра |
В зависимости от характера стандартизируемого объекта структура каждого комплекса стандартов может содержать термины и определения, классификации, методы определения параметров состояния природных объектов, интенсивности хозяйственных воздействий, методы расчетов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормы, правила рационального использования природных ресурсов и т. д.
В зависимости от стандартизируемого объекта устанавливается классификация стандартов на группы (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Классификация системы стандартов в области охраны природы на группы
Шифр группы |
Наименование группы стандартов |
---|---|
0 |
Основные положения |
1 |
Термины, определении, классификация |
2 |
Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов |
3 |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов |
4 |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия |
5 |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды |
6 |
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений |
7 |
Прочие стандарты |
Обозначения стандартов в области охраны природы состоят из номера системы по классификатору (17), шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта.
Обозначения стандартов в области охраны природы
Следует отметить, что в действующих стандартах в отличие от указаний ГОСТ 17.0.0.01-76 комплекс "Почвы" имеет номер 4, "Земли" - 5, "Флора" - 6; комплекса с номером 3 в действующих стандартах по охране природы нет.