Гигиеническая оценка и изучение закономерностей распространения выделяющихся вредных веществ при пневматической окраске без организованного воздухообмена, проведенные авторами на четырех заводах, показали (табл. 9), что сконцентрированный на месте окраски красочный туман распространяется по помещению, оседая и рассеиваясь по мере удаления от мест окраски. При этом содержание вредных выделений уменьшалось и на расстоянии 30 м от места окраски они находились в
Таблица 9. Содержание вредных веществ в воздухе рабочих помещений при пневматической окраске (средние данные по четырем заводам)
Примечание. Здесь и далее Н. О — не обнаружено.
пределах допустимых концентраций или ниже их. По вертикали наиболее высокие концентрации вредных выделений были обнаружены на высоте 0,5 м от пола, самые незначительные — на высоте 5 м.
Красочная пыль содержится не только в воздухе, но и оседает на поверхности стен, оборудования, на спецодежде, кожных покровах работающих. В образцах пыли, которые были собраны со стен и оборудования, содержалось свинца 50—100 мг, на спецодежде после носки ее в течение недели 0,4—0,8 мг, а после носки в течение двух недель 1,4—1,85 мг.
Содержание вредных веществ в воздухе зависит также от применяемых лакокрасочных материалов, организации труда маляров. Так, при окраске автомобилей при одинаковых условиях грунтом «138» и нитроэмалью «660» (табл. 10) было установлено, что окраска эмалью сопровождается относительно меньшим загрязнением красочной пылью, но более высоким содержанием растворителей, что объясняется химическим составом красок.
Таблица 10. Содержание вредных веществ в воздухе при пневматической окраске автомашин разными лакокрасочными материалами
Значительно меньшее загрязнение воздуха отмечается при окраске изделий в камерах на фиксированных рабочих местах по сравнению с тем случаем, когда рабочие обходят изделия (табл. 11), и особенно, когда струя краски направлена по ходу движения воздушных потоков от рабочего места по сравнению с окраской на «себя» (табл. 12), т. е. при необходимости пребывания рабочего между окрашиваемым изделием и всасывающим отверстием местной вытяжной вентиляции.
Таблица 11. Содержание вредных веществ в воздухе при окраске в зависимости от расположения рабочего
Таблица 12. Содержание вредных веществ в воздухе на рабочем месте при окраске в направлении потока воздуха и против
Как показывают многочисленные исследования авторов, занимающихся вопросами обеспечения безопасных условий труда, содержание в воздухе вредных веществ при пневматическом методе нанесения лакокрасочных материалов на уровне и ниже предельно допустимых концентраций возможно лишь при соблюдении оптимальных технологических режимов и оборудовании рабочих мест местной вытяжной вентиляцией. Местная вытяжная вентиляция уменьшает содержание вредных веществ в десятки и сотни раз.
Оптимальный режим работы краскораспылителей характеризуется получением покрытия высокого качества при минимальном удельном расходе воздуха, минимальном давлении сжатого воздуха на распыление и предельно высокой рабочей вязкости распыляемого материала. Оптимальные режимы работы краскораспылителей необходимо принимать по данным табл. 13.
Таблица 13. Оптимальные режимы работы краскораспылителей основных типов
Окрасочная аппаратура (красконагревательные баки, масло-водоотделители и др.), работающая под избыточным давлением выше 0,7—105 Па (0,7 кгс/см2), должна соответствовать «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (М., Металлургия, 1976) и снабжаться редукторами, манометрами, предохранительными клапанами. Усилия на рычаги пальцами должны быть не более 1 кг (ГОСТ 21753—76. Система «человек — машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования).
Манометры должны быть проверены и опломбированы. Предохранительные клапаны регулируются на предельно допустимое давление. В настоящее время налажен серийный выпуск пневматического краскораспылителя КРП-З (ТУ 6-10-860000—76), который имеет клапанограничитель давления, позволяющий настраивать на оптимальное давление воздуха, рекомендуемое технологической инструкцией, и получение сигнала при превышении заданной величины давления. В этом случае клапан открывается и воздух начинает выделяться через него в атмосферу до тех пор, пока давление в системе не понизится до нужной величины с помощью редуктора, установленного в линии подачи.
Воздушные шланги в местах соединений должны прочно закрепляться хомутами во избежание срыва под давлением сжатого воздуха. Испытание шлангов осуществляют гидравлическим путем на давление не менее 20 кг/см2.
Освещенность в помещениях окрасочных цехов должна приниматься в соответствии с требованиями СНиП II-А. 9—71.
Для освещения в первую очередь следует применять газоразрядные лампы независимо от принятой системы освещения в связи с большими преимуществами их перед лампами накаливания. Величина минимальной освещенности устанавливается согласно условиям зрительной работы, которые определяются наименьшим размером объекта различения, контрастом объекта с фоном и характеристикой фона.
Наименьшая общая освещенность при лампах накаливания должна быть 200 лк, при люминесцентных лампах—400 лк.
При проектировании осветительных установок окрасочных цехов вводится коэффициент запаса, учитывающий степень загрязнения светильников, сгорания ламп и т. п. и равный 1,8 для люминесцентных ламп и 1,6 для ламп накаливания. Из светильников рекомендуется применять взрывобезопасные типа ВЗГ.
Светильники в окрасочных цехах следует очищать не реже трех раз в месяц при отключенном токе.
Естественное освещение помещений окрасочных цехов должно выполняться в соответствии с требованиями СНиП II-А.8—72.