Известный советский физиолог А. А. Ухтомский сформулировал в 1923 г. принцип доминанты — физиологической основы поведения и деятельности человека. В деятельном состоянии в его мозгу создается временно господствующий стационарный очаг повышенной возбудимости, набирающий стойкие возбуждения, направленные па определенные реакции. Образуется доминанта — совокупность нервных центров, временно скооперированных на выполнение данной работы.
Доминанта не только принимает предназначенные ей сигналы, но и перехватывает хе из них, которые идут в чругие центры, тормозит ненужные в этот момент реакции, перестраивает нужный сигнал на свой ритм, улучшает координацию рабочих движений.
Доминанта представляет собой как бы комбинацию нервных центров повышенной возбудимости, отзывчивую на сигналы рецептивного поля. Внешним ее выражением является состояние оперативного покоя—настороженная готовность к предстоящим действиям, что сближает ее с условным рефлексом. Доминанта — это направленное рефлекторное поведение человека в освоенной рабочей ситуации. Ее психическое выражение — внимание. При много общего. Каждый из этих физиологических механизмов описывает состояние человека при наиболее эффективном приложении его сил.
Принцип доминанты утверждает, что организм приспосабливается к внешней среде и путем усвоения ее ритмов. Ритмом деятельности называется чередование раздражений и ответных реакций. Частоту реакций называют темпом. Оптимальным считают ритм равномерно поступающих внешних раздражений, на которые легче настраиваются функциональные системы организма человека. Положительный эффект усвоения оптимального ритма объясняется благоприятным чередованием рабочих движений и моментов отдыха нервных клеток. Отдых приходится на микропаузы между раздражениями рецепторов, что бывает достаточно для восстановления активного состояния возбужденных клеток. Ритм оказывает стимулирующее и организующее воздействие на работоспособность человека. Обеспечение оптимального ритма деятельности — одно из основных требований физиологии труда.
Поведение человека на рабочем месте определяется воздействием внешней и внутренней среды. Существенное влияние на него оказывает ритм производства, физиологическая структура трудового процесса, эмоции, случайные раздражения, утомление.
Известно, что у человека в начале рабочей смены преобладают бытовые стереотипы, они вырабатываются обычно в замедленных, не обязательно экономичных движениях. В процессе работы организм настраивается на другую интенсивность и последовательность действий. Чтобы приспособиться к новой среде, требуется какое-то время.
Физиологической основой активного трудового процесса служит стойкий доминантный очаг повышенной возбудимости мозговых центров. Доминанта (нейродинамический рабочий стереотип по И. П. Павлову) улавливает и слабые нервные импульсы, усиливает их, подвер-переходе к другой работе образуются иные доминанты.
Между павловским нервным рабочим стереотипом и доминантной настройкой организма на данную работу гает анализу и замыкает на эти возбужденные центры другие центры, ответственные за выполнение ответной реакции. Посторонние шумы затормаживаются. Доминанта автоматизирует рабочие движения так, что каждое из них становится условным сигналом для последующего, организует человека на наиболее экономное расходование своих сил в оптимальном ритме.
Под контролем сознания оказывается не только каждое отдельное рабочее движение, а вся операция в целом. Нервным ориентиром для работающего служит мысленный образ цели труда. При отклонении в работе от этой мысленной (положительной) модели вступает в действие механизм обратной связи. Сигналы из мышц попадают в мозговые концы двигательного анализатора и вызывают нужные коррективы.
Характерным психологическим выражением рабочей доминанты является опережающее внимание. Не отработав полностью действие на полученный сигнал, человек подготавливает ответную реакцию на ожидаемый последующий. Такой автоматизм виден, например, в совместной работе машинистов заливочного крана и управления конвертером во время заливки чугуна.
Когда машинист крана снимает с лафета чугуновоза ковш с металлом, дистрибуторщик подает навстречу ему горловину конвертера так, что носок ковша точно подходит к горловине. Опытные машинисты не допускают лишних движений, предугадывая встречные перемещения обоих агрегатов.
Мысленный интегральный образ цели труда должен рассматриваться как совокупность нескольких взаимосвязанных условнорефлекторных ориентиров:
а) психического образа зрительной модели конечного продукта — цели труда;
б) промежуточных форм, которые последовательно проходятся в процессе труда;
в) негативного образа или мысленной зрительной искаженной модели положительного образа, нежелательной, неприемлемой.
Нейродинамический рабочий стереотип включает все эти образы. Например, шофер автомашины не может умеренно управлять ею, если в мозгу кроме образа цели поездки не сторожит и негативный образ опасности аварии в пути — опрокинуть машину или совершить наезд.
Четкость обоих образов зависит от индивидуальных качеств работающего, его умственного развития, опыта, памяти. При нормальной работе все движения направляются позитивным образом цели труда. В неблагоприятных условиях рабочие движения мысленно корректируются выступающим на первый план негативным образом «так делать нельзя», моделью недопустимой ситуации.
Наличие в сознании положительного образа цели труда не гарантирует от временного расстройства нейродинамического стереотипа. На необходимость исправления положения указывают сигналы обратной связи, в качестве которых выступают промежуточные формы негативного образа, разные виды искажения цели труда.
Доминантная настройка организма на выполняемую работу включает определенное психологическое состояние удовлетворения ходом точно реализуемых действий. Оно сопровождается чувством настороженности, которое помогает осуществлению задания.
Познавательное значение инструктажей, наставлений, показа лучших профессиональных приемов труда состоит в возбуждении и закреплении в сознании обоих зрительных образов — рефлекторных трудовых ориентиров.
Несчастный случай на производстве — не случайное происшествие. Это неблагоприятно сложившаяся ситуация, причина и следствие которой (травма) на первый взгляд явно не просматриваются. Все становится понятным после выяснения обстоятельств и утверждения причинной связи между ними: почему положительный образ цели труда и соответствующее поведение, направленное на ее достижение, были смещены искаженными образами, опасными действиями пострадавшего (и других причастных лиц).
Следующей стадией анализа ситуации должны служить психологические процессы закрепления в памяти механизма смещения ориентиров. Полезными могут стать средства зрительной информации, самой доходчивой и впечатляющей. Для запоминания негативных ориентиров могут послужить художественно оформленные плакаты, макеты, альбомы, настенные изображения типичных ситуаций, чаще всего приводящих к травмам. Всякими способами следует помочь работающим удержать в памяти эти ориентиры искажений, подсказывающие, как не надо делать, поступать, работать.
Должны быть приняты административные меры по предотвращению поступков, провоцирующих опасные ситуации в цехе.
Поведение человека на производстве происходит в ином ритме, чем в быту. Рабочее возбуждение в быту частично угасает.
В начале трудового дня (смены) человек каждый раз заново настраивается на работу. Но сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, эндокринная и другие внутренние системы организма продолжают действовать «по-домашнему». Происходит врабатывание, постепенное вхождение в производственный ритм.
Для начальной фазы рабочей смены характерна пониженная производительность труда. Примерно через час-полтора нейродинамический рабочий стереотип восстанавливается и человек вступает в фазу повышенной производительности. Движения его убыстряются, а микропаузы соответственно удлиняются, так как трудовой ритм не меняется. Микропередышки помогают сохранить быстрый темп операций без заметного утомления.
В конце смены наступает третья фаза трудового процесса — развивающееся утомление организма и снижение производительности труда.