В начало разделаОхрана труда в металлургии → Охрана труда в конвертерных цехах

Вопросы психологии труда на конвертерном производстве

Предмет психологии

Психология изучает общие закономерности психики человека — свойства мозга отражать реальную действительность. Различают три вида психической деятельности.


1. Психические познавательные процессы — ощущения, восприятия, память, мышление, речь.

2. Психические состояния — удовлетворение, радость, печаль, раздражение и др.

3. Психические свойства личности — темперамент, способности, характер, интересы.


Если для физиологии объект исследования — организм человека, наделенный функцией высшей нервной деятельности, то психология изучает человека как личность. В психической деятельности проявляются его сознание, характер, потребности, переживания, способности к труду, личностные взаимоотношения и отношение к самому себе. Различают отдельные дисциплины этой науки: психологию труда, инженерную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, судебную психологию и др.

Психические познавательные процессы

Познавательная деятельность проявляется в ощущениях, восприятиях, внимании, памяти, мышлении, речи, представлениях, воображении.


Ощущение — первичный процесс познания реального мира. Оно дает неполное отражение свойств предмета и осмысливается на следовом фоне возбуждений с участием второй сигнальной системы — устной или внутренней речи. Так образуется восприятие, которое несет в себе существенные свойства предмета или явления. Восприятие делает ощущение более полным с помощью мышления. В ощущениях и восприятиях познание объективной действительности идет непосредственно от имеющегося объекта.


Вниманием называется психическая деятельность, которая выражается в направленности и сосредоточенности человека на определенные объекты. Физиологическая основа внимания — концентрация возбуждений в мозговых концах анализаторов.


Внимание характеризуется устойчивостью, широтой охвата и распределения, составляющими индивидуальные качества личности. Оно бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы автоматически на внезапно появившийся предмет. Физиологической основой такого внимания служит безусловный ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание направляется сознательно на вызывающий интерес предмет или явление. На поддержание этого психологического процесса требуется волевое усилие. Произвольное внимание имеет огромное значение в практической деятельности человека.


Память — способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению чувств и явлений, ранее воспринятых и пережитых. Благодаря памяти человек приобретает и накапливает опыт и знания. Физиологической основой памяти служат временные нервные связи, возникающие при образовании условных рефлексов. Запоминание бывает логическим и механическим. В первом случае в «архивы» памяти задаются понятия и образы осмысленные, во втором — заучиваются сведения без осознания их смысла. Так запоминаются номера телефонов, термины, шифры, иностранные слова и т. п. Процессы памяти отражают особенности личности.


Мысленное воспроизведение ранее полученных восприятий тоже бывает непроизвольным и произвольным. Первое называется воспоминанием и не требует волевых усилий. Оно возникает в сознании по случайным поводам и ассоциациям. Произвольная отдача памяти называется припоминанием и требует волевых усилий. В практической деятельности человек к этому прибегает чаще.


Воспроизведение в сознании воспринятых ранее образов называется представлением. Оно менее четко по сравнению с непосредственно воспринятым.


Различают память образную, словесно-логическую и эмоциональную. По степени участия анализаторов в запоминании выделяют четыре типа памяти: зрительную, слуховую, двигательную (моторную) и смешанную. Сохранение в сознании восприятий и представлений может быть кратковременным, долговременным и оперативным. Оперативная память включает память кратковременную и долговременную.


Мышление — активный психический процесс отражения человеческим мозгом действительности в понятиях и умозаключениях, который позволяет познать общие закономерности природы, установить существенные признаки, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть факты и события. Мышление развивает процессы ощущений и восприятий, получаемых человеком в непосредственном контакте с объектами.


Ощущения, восприятия и представления составляют чувственную ступень познания. Они не обеспечивают полного отражения в сознании закономерностей природы. Эта форма мышления называется образной.


Более высокую ступень познания представляет понятийное мышление. В нем мир познается в обобщенных и отвлеченных понятиях. Некоторые из абстрактных обобщений не имеют даже наглядного прообраза, например: бесконечность, многомерное пространство, иррациональное число.


В понятийном мышлении участвует и воображение — психический процесс преобразования воспринятых образов в другие образы, которые сами по себе человеку не встречались. Воображение включает эмоциональную память, жизненный опыт человека, лежит в основе изобразительного искусства, научного и литературного творчества, многих мыслительных поисков. Воображение — это процесс домысливания неизвестного.

Психические свойства личности

Темперамент — это тип нервной системы. Он проявляется в силе выражения чувств, в степени нервной подвижности. Его дополняет эмоциональность личности.


Эмоциями называют чувства, переживания человека по различным поводам, непосредственно его касающимся. Как правило, они непродолжительны, индивидуальны и выразительны. Положительные эмоции приводят человека в состояние удовлетворения, успокоения, радости; отрицательные — к противоположным состояниям (огорчению, испугу, страданиям и т. п.).


Чувства личности не так индивидуальны, как эмоции, и обусловлены социально. Они отражают отношение коллектива к общественным явлениям. Например, чувства патриотизма, интернациональной солидарности, удовлетворения производственными успехами своего предприятия.


Внезапные сильные эмоции приводят к высокому психическому напряжению — стрессу. Человек может испытать эмоциональный стресс в критической, аварийной обстановке (стресс-ситуация), когда опасное внешнее воздействие резко нарушает его психологическое состояние. Стресс чаще переживают люди водительских и наблюдательских профессий, требующих неослабного внимания, быстрой переработки информации и срочного принятия ответственного решения. В таких ситуациях могут оказаться операторы конвертеров, машинисты локомотивов, машинисты грузоподъемных кранов, шоферы, дежурные станций, диспетчеры. В стресс впадают и люди спокойных профессий при резком, грубом обращении с ними, при проявлении к ним несправедливого отношения.


Понятие стресс (англ. stress—давление, напряжение) ввел в психологию канадский биолог Г. Селье. В его толковании это общая защитная реакция организма па внезапные сильные положительные и отрицательные воздействия (реакция тревоги). В более широком понимании стресс — общая приспособительная реакция организма в контактах с изменчивой окружающей средой. Умеренная реакция, нервная встряска даже необходима, поскольку поддерживает организм в активном состоянии.


Способностями называют такие психические особенности человека, которые определяют его возможности в усвоении знаний, умений, навыков и в применении их на практике. Способности человека могут развиваться посильно его природным задаткам и предрасположению к определенному виду деятельности — путем воспитания, обучения и практики. Врожденная познавательная способность, уровень умственного развития составляют интеллект человека.


Характер — это устойчивая особенность психического склада личности. Он проявляется в поведении, в отношении к работе (добросовестность, исполнительность, аккуратность и им противоположные качества), в обращении с людьми (доброта, вежливость, общительность). Характер человека укрепляется, а также меняется под влиянием социальной среды, воспитания и жизненного опыта.


Воля — психический процесс, выражающий стремление личности к достижению практической цели. Физиологической основой воли служит следовой фон устойчивой возбудимости мозговых центров. Волевые действия проявляются в настойчивом преодолении трудностей и собственной нерешительности; в самообладании, сдержанности, самоконтроле, исполнительности и дисциплине. Эти качества личности чрезвычайно важны в процессе трудовой деятельности, так как от выдержки и хладнокровия исполнителя зависит успех дела и безопасность труда. Волевой человек способен улучшить свой характер самовоспитанием.