Уборка шлака на сталевозных путях под конвертерами механизирована. В большом цехе с шестью конвертерами она производится при помощи металлической щетки и скребка, насаженных на переднюю раму сталевозной тележки. Машинист сталевоза, передвигая тележку, сгребает шлак в коробки, поставленные в приямки вровень с металлическим настилом участка. Какое-то количество шлака при этом рассеивается за пределы достигаемости уборочных приспособлений. Его подбирают вручную лопатами в те же коробки. Выполняют эту работу шлаковщики. Шлак из коробок высыпают в думпкары. В распоряжении рабочих имеются кран-балки, тельферы, лебедки.
Основные виды травм шлаковщиков — ожоги, ранения и ушибы. Ожоги вызываются брызгами металла и шлака, ранения — несогласованными действиями шихтовщиков и машинистов кранов при кантовке в разливочном пролете коробок со шлаком, ушибы — следствие падения с конвертерной площадки скрапа, шлака, кирпичей.
Для предотвращения случаев травмирования предусматривают меры безопасности: обязательную двухстороннюю сигнализацию — светозвуковые сигналы, подаваемые машинистами управления конвертерами и сталевозными тележками, повторяют и на шлаковую сторону; пусковые устройства кран-балок, тельферов и лебедок монтируют за колоннами под защитными козырьками. Освещенность подходов к пусковым кнопкам должна быть не менее 20 лк для ламп накаливания и 75 лк для люминесцентных ламп. Карнизы, колонны, ниши, шлакоотбойные щиты регулярно очищают от скрапа и шлака с помощью длинных шестов, в первую очередь — над проходами и рабочими местами.
При заливке, продувке и выпуске плавок шлаковщики не должны находиться под конвертерами. По сигналам, подаваемым на шлаковую сторону, надо отойти в безопасное место. В промежутках между плавками все работы под конвертерами можно производить только с разрешения мастера.
Шлаковщики обязаны работать в суконной спецодежде, в защитной каске, в полумаске с очками из металлизированного стекла, а в необходимых случаях пользоваться респиратором.
Чаши с горячим шлаком из главного корпуса цеха вывозят на кантовку и разделку в шлаковое отделение. Это — открытое однопролетное здание, к которому примыкают помещения вспомогательных служб. Через пролет проходят два железнодорожных пути: а) разгрузочный («горячий») для приемки шлаковозов с горячим шлаком из конвертерного, разливочного и миксерного отделений цеха; б) погрузочный («холодный») для вывоза обработанной продукции. Пролет оборудован электромагнитными и магнитно-грейферными кранами. В конце шлакового пролета в безопасном месте размещен ремонтный участок, а в закрытом помещении — установка для приготовления опрыскивающего известкового раствора.
Не вполне затвердевший шлак выдерживают некоторое время в тупиках отстоя или на стендах, куда переставляют чаши со шлаковозов, после чего шлак кантуют в приемный железобетонный бункер (яму). Дальнейшее его охлаждение продолжается в глыбах — «козлах», которые потом разбивают краном в бункере с помощью подвешенного груза.
Из дробленой массы электромагнитом выбирают более крупный скрап, что составляет первичную разделку. Оставшийся шлак вывозят думпкарами на отвалы, где на передвижных установках магнитной сепарации извлекают из шлака дополнительную часть металла. Добытый в первичной разделке и потом на отвалах скрап отправляется в качестве металлодобавки доменному и сталеплавильным цехам. Отстой горячего шлака в чашах продолжается 5—6 ч. За это время он обрастает коркой. Наблюдения показывают, что полное затвердение шлака на открытом воздухе в чугунной чаше вместимостью 16 м3 наступает через 45—50 ч после окончания налива.
Из-за недостатка чаш время отстоя шлака часто сокращается и его берут на кантовку в полужидком состоянии. Шлак не столько выкантовывается, сколько выливается в яму. Создаются опасные условия труда. Брызги жидкого шлака падают на рабочие места, достают машинистов кранов в кабинах, проникают в помещения вспомогательных служб, вылетают за ограждение отделения, ударяют в проезжающие локомотивы, причиняют ожоги людям. Кантовка жидкого шлака на мокрое место в бункере вызывает взрыв.
Границы опасной зоны при кантовке шлака точно определить нельзя, так как дальность разлета частиц шлака увеличивается под действием воздушных потоков. Пребывание людей в пролете в открытых местах в момент кантовки чаши запрещено.
Шлаковозный состав, прибывающий из главного здания цеха, принимает бригадир шлаковщиков. Он включает разрешающий (зеленый) сигнал светофора, указывает порядок расстановки чаш против пультов, осматривает состояние места в яме, подготовленного машинистом грейферного крана для сброса шлака, проверяет отсутствие там взрывоопасных предметов и выхода грунтовой воды.
Соблюдается определенный порядок кантовки чаш. Каждый шлаковоз закрепляется зацепом за головку рельса, чтобы не дать опрокинуться лафету вместе с наклоняющейся чашей. Краны отводятся на 20—25 м от опасного места кантовки, люди уходят в укрытие или за пределы отделения. Помещение пульта закрывается, на прорезь для наблюдения надвигается задвижка из жаропрочного стекла. Затем дается предупредительный сигнал, и шлаковщик включает привод наклона, применяя исправные диэлектрические перчатки.
Шлаковый козел иногда застревает в чаше, когда в нее попадает из конвертера жидкая сталь. Днище заваривается. Извлекать шлак ударами груза по чаше не рекомендуется. Таким «маятниковым» способом кантовки ее разбивают, преждевременно выводят из строя механизм опрокидывания шлаковоза, повреждают электромостовые краны, а разлетающиеся куски шлака травмируют людей. Заваренные чаши надо направлять на выбивку в копровой цех, а сильно изношенные чаши с большими сквозными трещинами или отбитыми краями — выбраковывать.
Чтобы попавший в чашу металл не заваривал ее, на дно малым грейфером насыпают немного коксика или мелкого шлака. Затем на выезде из шлакового отделения, под брызгальной установкой, чашу внутри опрыскивают противопригарным известковым водным раствором.
Бесперебойный вывоз разделанного шлака и содержание ямы в должном порядке обеспечиваются регулярной подачей думпкаров. Нарушения суточного графика подачи вагонов приводят к завалу отделения шлаком, сокращению фронта кантовки чаш, уменьшению сектора видимости из кабин машинистов магнитогрейферных кранов и ухудшению условий труда шлаковщиков.
Для обеспечения правил безопасности труда и профилактики травматизма следует соблюдать такие правила:
1. Машинист крана должен заводить грейфер со шлаком на холодном пути точно над вагоном, чтобы не разбить его борта. Пребывание людей за думпкаром в непросматриваемой зоне не допускается. В этих местах надо смонтировать световое табло: «Нет прохода. Опасно для жизни». По окончании погрузки очистить железнодорожные пути от просыпанного шлака. Засорение путей шлаком приводит к поломке букс, скорому износу вагонных колес, повреждениям полотна дороги.
2. Постоянно следить за уровнем грунтовых вод в бункере. Места появления влаги расчищать грейфером для ускорения ее испарения. До исчезновения влаги (сырости) шлак в эту часть ямы не сливать.
3. На территории отделения должны действовать дренажные колодцы с откачивающими насосами достаточной производительности. На краю бункера надо оборудовать металлическую ванну для охлаждения челюстей грейфера. Воду из ванны отводить в канализацию.
4. Регулярно ремонтировать подпорную стенку бункера со стороны фронта кантования; своевременно исправлять участки «горячего» пути — смещенные секции, деформированные шпалы, нарушения габарита приближения шлаковозов, а также укреплять повреждения опорных колонн подкрановых балок.
5. Обеспечить каждый кантовочный пульт исправным кабелем дистанционного управления операциями.
6. Обучать шлаковщиков смежным профессиям подкранового рабочего и электромонтера (на вторую квалификационную группу электробезопасности).
7. Не допускать к работе шлаковщиков без защитных очков, спецодежды и спецобуви.
8. Применять технологические карты погрузки, разгрузки и складирования металлоотходов.
9. Строго соблюдать суточные графики подачи думпкаров и отгрузки шлака из отделения.